Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за тахограф в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Какие автомобили обязаны ездить с тахографом
Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:
- автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
- автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.
Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):
- автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
- автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
- автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
- автокраны и автоэвакуаторы;
- машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
- передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
- пожарные автомобили;
- ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
- троллейбусы;
- ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
- инкассаторские авто;
- автодома;
- автолавки;
- машины ритуальных услуг;
- бронированные авто;
- спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
- сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
- ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
- машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
- ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
- автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Что приравнивается к отсутствию тахографа
Важно: законодательство ставит знак равенства между отсутствием контролирующего устройства и следующими ситуациями:
- нарушение требований к использованию прибора (неправильная эксплуатация);
- неисправность электронного контроллера (исключение — устройство вышло из строя уже после выхода в рейс, но тогда учёт рабочего времени следует вести на специальном бланке);
- использование просроченной или чужой идентификационной карты;
- отсутствие калибровки (настройки). Данная процедура должна проводиться перед установкой нового устройства, после его ремонта, плюс профилактически, т. е. с установленной периодичностью.
Следовательно, все указанные нарушения в 2021 году караются инспекторами ГИБДД так же, как и отсутствие тахографа, т. е. размер штрафов идентичен.
Штраф за тахограф юридическому лицу
Размеры взысканий с юридических лиц и ИП за некорректное использование тахографа также регулируются статьей 11.23 КоАП.
Примеры:
- На транспортном средстве нет тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Нарушена инструкция использования тахографа — штраф от 3 до 5 тысяч рублей;
- Выпущенный на линию автомобиль не оснащен тахографом — должностному лицу полагается штраф в размере 7-10 тысяч рублей, ИП — от 15 до 25 тысяч, юрлицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
- Водитель нарушил режим отдыха и труда. Размер штрафа за нарушение отдыха по тахографу следующий: водителю — от 1,5 до 2 тысяч рублей, должностному лицу — от 7 до 10 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тысяч, юридическому лицу — от 20 до 50 тысяч рублей.
Использование тахографов регулируется несколькими нормативными актами и законами. Они регулярно дополняются, из-за чего некоторые водители невольно становятся нарушителями, т. к. случайно нарушают новые требования. Несмотря на незнание законодательных правок, понести разные виды ответственности им все равно придется.
Первые законы о тахографах приняли в 1990-х годах. А серьезный интерес к таким приборам со стороны власти возник лишь в 2009 году.
С тех пор приняли множество постановлений и законов, среди которых:
- Федеральные законы № 184 и 196;
- Постановления № 273, 470, 720 и 1213;
- Приказ Минтранса № 36 и 277.
Можно ли обжаловать штраф за тахограф?
Да, можно.
Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.
Приведём пример:
ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.
Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
При каких обстоятельствах налагается штраф за тахограф?
Категории транспортных средств, использование которых должно производиться исключительно при наличие тахографа, четко оговорены. Главное основание – использование транспортного средства в целях осуществления коммерческой деятельности для получения прибыли. По закону сюда относится как грузовой, так и пассажирский транспорт категории M2, M3 и N2, N3. Из этого правила есть исключения: автобусы, которые осуществляют на постоянной основе перевозки по городу (разрешено затрагивать при этом территорию пригородов).
Нарушением отсутствие тахографа не является также в том случае, если транспортное средство в своей заводской комплектации уже располагает устройство контроля и благодаря этому получить допуск к осуществлению международных перевозок как грузов, так и пассажиров. Доказать то, что частное лицо использует грузовой автомобиль или самосвал для собственных нужд без коммерческой подоплеки достаточно проблематично, поэтому для того, чтобы не получить штрафы водителю отсутствие тахографа, рекомендуется установить данный прибор. Наличие режима OUT позволяет отключать прибор в случае поездок без преследования коммерческих целей.
Согласно принятому закону, если на транспортном средстве не установлен тахограф вопреки установленным правилам, водитель привлекается к административной ответственности. Случаи, когда тахограф находится в выключенном состоянии, неисправный, не прошедший сертификацию или имеет следы самостоятельного вмешательства в его работу, приравниваются к его отсутствию и влекут за собой такие же штрафные санкции.
Кроме этого, наказанию подвергаются должностные лица организации, которые несут ответственность за допуск транспортного средства к выходу на маршрут. Следует помнить, что требуется не просто наличие тахографа. Его основное предназначение – отслеживать, соблюдает ли водитель определенный режим работы и отдыха.
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Преимущества использования приборов контроля водителей
Помимо того, что включенный тахограф защищает от уплаты штрафов, он позволяет получить следующие достоинства при дальних поездках:
- Уменьшение количества ДТП за счет контроля скорости движения. Чем медленнее движется машина, тем меньше вероятность неожиданного столкновения или аварии.
- Равномерный режим работы и отдыха. При длительных поездках утомляемость – основной фактор аварийности. Грамотно составленный график езды и перерывов защищает работников от переработок и усталости. Как следствие, пониженный процент травм на трассах.
- Точность количества пройденных километров. Сложность зашифровки данных исключает подмену истинных сведений.
- Объективный взгляд на спорные ситуации. Точность зафиксированных сведений позволяет установить, где находился и что делал шофер в конкретное время.
Действующие на территории нашей страны законы, регламентирующие использование тахографа, обязуют производить их установку исключительно на ТС, задействованные в коммерческих целях для перевозки пассажиров и грузов. В противном случае водителя может ожидать штраф за отсутствие тахографа.
Так, с начала текущего года установка тахографа обязательна для:
- М2 массой до 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
- М3 массой свыше 5 т. и числом пассажирских мест не менее 8;
- N2 – ТС данной категории предназначаются для перевозки грузов, но суммарный вес должен быть не более 12 т.;
- N3 – ТС для транспортировки грузов, вес которых превышает 12 т.
На все указанные выше автомобили тахограф устанавливается еще на заводе производителе, именно поэтому после их приобретения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не требуется заниматься закупкой и монтажом специального оборудования. Соответственно, стоит заняться только их регистрацией.
Что проверяет инспектор ГИБДД?
Как мы уже выяснили выше, нарушение режима работы и отдыха влечет наложение административного штрафа. Именно поэтому перед началом эксплуатации важно установить все необходимое оборудование и авторизоваться в системе. Индивидуальная водительская карточка вставляется чипом вверх, после чего вводится четырехзначный код. При наличии сменщика в грузовом автомобиле карточка меняется перед тем, как сесть за руль. Ездить без карты водителя категорически запрещается.
До 26 июля 2021г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:
- Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
- ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
- Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
- Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
- Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
- Автомобили, используемые в военных целях.
- Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.
В 2021 году отказаться от установки тахографа могут только владельцы небольших грузовых авто, масса которых не достигает 3,5т (N1). А также легковые авто (M1), количество мест в которых не превышает восьми.
Законодательная база РФ не приводит штрафных санкций на установку тахографа в личных автомобилях. Но следует помнить, что данный прибор облегчает контроль за техническим состоянием авто, а также позволяет оптимизировать режим работы водителя и помогает контролировать скоростной режим.
Наказание за езду без тахографа и карты водителя
Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:
Нарушение | Лицо, в отношении которого выносится взыскание | Сумма штрафа и статья, регламентирующая его размер |
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием | водитель, должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа | Водитель должностное лицо | 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Фальсификация данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Самовольная модификация аппарата | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Корректировка данных тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа | Водитель, должностное лицо | штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1 |
Нарушение режима труда и отдыха | Водитель | 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2 |
Отсутствие тахографа | Юридическое лицо | 10000-30000 |