Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.
Примеры и способы решения
Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.
Теоретическая ситуация |
Возможные последствия |
---|---|
Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников. |
|
Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений. |
|
Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда) |
|
Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве |
|
При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник |
При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался. |
Использование служебной информации в корыстных целях |
Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения. |
Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.
К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:
- Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
- Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.
При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.
С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:
- разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
- заинтересованность должностного лица;
- материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
- отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.
Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.
Ответственность за устранение
Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.
Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.
Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.
Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.
Если речь идет об иной работе с оплатой
Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.
Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.
То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.
О конфликте интересов и предвзятости в деятельности государственной власти идет речь в ситуации, когда должностное лицо, принимающие решения или участвующее в принятии решения, обладает особой заинтересованностью в способах рассмотрения этого дела, разрешении ситуации особых образом. Предвзятость означает, что он действует в собственных интересах, интересах близкого или третьего лица, которые, как правило, находятся в оппозиции по отношению к общественным интересам. Конфликт интересов имеет место, когда в игру вступает хотя бы теоретическая возможность того, что забота о личных интересах преобладает над заботой об общественных (потенциальный конфликт интересов на государственной и муниципальной службе).
Конфликт данного рода может принимать различные формы. В тяжелой форме это взяточничество, то есть коррупция. Изменения, которые происходят в современных демократических государствах, проявляются в том, что чаще встречается уже не взяточничество, а скорее конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.
Урегулирование конфликтов
Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.
Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.
Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.
Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.
Отношения с родственниками
Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:
- Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
- В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
- В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.
Понятие и виды личной заинтересованности служащего
Заинтересованность личного характера служащего может выражаться в получении им дополнительного дохода, помимо денежного довольствия, выплачиваемого из средств местного бюджета.
Служащий может получить доход, как в денежном выражении, так и в натуральной форме, например, в виде вещи, имущества, услуг, награждений. Однако служащие во избежание конфликтных ситуаций по службе, часто получают указанный доход на имя своих родных и близких.
Для этого случая имеется указание, что личная заинтересованность распространяется не только на самого служащего, но и его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер).
Чтобы проверить дополнительный доход служащего помимо официального, служащий обязан ежегодно подавать декларацию о доходах, где он и его родственники указывают все свое движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства, заработанные за год.
Данная информация является открытой и с ней можно ознакомиться на сайте муниципального образования в отношении любого служащего.
Разрешение конфликтов интересов
Человек, ведущий диалоги с другими людьми и руководствуясь девизом «Чужое мнение не интересует», совершает ошибку. Часто такой человек жалуется на других людей, на то, что они его не понимают и пытаются все время возразить. Он с удовольствием описывает ситуации, в которых люди были вроде как неправы. Но если попросить человека пересказать чужое видение ситуации, то он скажет, что «это не важно, и я могу рассказать, как все действительно было». Данное поведение говорит лишь о том, что человеку не важно другое мнение, у него есть свое, а людей он не желает слушать.
Такой человек в любом споре настаивает на своем, не желает даже слушать точку зрения оппонента, всегда сам принимает решение, касающееся всех участников беседы, и не терпит возражений. Он либо кричит, либо высказывает свою точку зрения и уходит, либо монотонно твердит одно и то же. Человек не дает сказать другому ни слова, а если и дает, то не слушает, потому что полагает, что все, сказанное другим человеком, будет неправильным.
Свое мнение – это здорово. Каждый человек имеет полное право на него. Только вот почему многие люди своим правом пользуются, а другим его не дают?
Даже самые гениальные умы не могут знать всего на свете. Они, конечно, во многих вещах являются экспертами, но не во всех. А значит, существуют люди, которые могут удивить даже таких гениальных людей.
Тот, кто не прислушивается к другому человеку, совершает ошибку, так как не позволяет себе узнать своего оппонента. Возможно, что у другого человека будут дельные предложения и хорошие идеи. Даже если вам и кажется, что это нереально, все равно послушайте. Вы тем самым узнаете человека получше. Чем он живет, как мыслит, к чему стремится. Разве это неинтересно, особенно если вашим собеседником является любимый человек? Вы можете так и прожить, не прислушиваясь к другому и не зная его сущности. Со временем ваш партнер может показаться вам совершенно незнакомым человеком. И все почему? Потому что вы не желаете его слышать, так как не считаете это нужным.
У вас, конечно, есть право иметь свое мнение и не соглашаться с чужим. Хорошим признаком зрелости является наличие самостоятельного и независимого мышления. Но неумение принимать чужое мнение, выслушивать точку зрения другого человека, настаивать на своем, наоборот, демонстрирует вашу незрелость.
Нетерпимость в данных случаях становится недостатком, нежели достоинством. Если вы не желаете слышать чужого мнения, возможно, вы стараетесь защититься, спрятать страхи, которые говорят о том, что вы не уверены в том, во что верите. Стараясь заставить другого молчать, вы можете говорить свое мнение, не будучи в нем уверенным. Но если вдруг заговорит оппонент, тогда это станет для вас катастрофой. Разногласия в процессе общения – естественное явление. Одно дело, если это кому-то вредит. Но зачем переубеждать человека, если его мнение не принесет бед никому?
Избегайте однозначности и категоричности. Ничто на планете не является однозначным. И по любому поводу найдется как минимум два мнения, каждое из которых будет верным. Лучше приучите себя прислушиваться к точке зрения своих оппонентов.
Понятие «конфликт интересов» в зарубежном законодательстве
Конфликт интересов в большинстве стран не является объектом ни общего, ни юридического определения: чаще всего они появляются, когда конфликты уже реально проявились, когда их предел становится достаточно серьезным и когда они могут стать объектом либо дисциплинарных, либо уголовных санкций (в частности, в случае коррупции или злоупотребления влиянием).
В этом контексте существует несколько стран, в законодательстве которых содержится правовое определение конфликта интересов. Например, в Канаде в Законе о конфликте интересов от 12 декабря 2006 г. дано определение конфликта интересов как ситуации, в которой должностное лицо, занимающее государственную должность, представляющее официальную власть или исполняющее официальные функции или обязанности, посредством их имеет возможность продвижения своих личных интересов, частных интересов его родственников, друзей или иных лиц.
Закон исключает, таким образом, поле для «собственного интереса», становящегося главным интересом должностного лица, поскольку оно принадлежит к обширной категории лиц, которые получают вознаграждение или социальные льготы как лица, занимающие государственную должность.
В Великобритании Министерский кодекс содержит очень точные и взыскательные предписания, которые применимы к членам правительства, с тем чтобы было возможным избежать всякой неясности между государственным поручением и их решением или их ограничениями. Эти предписания касаются также их собственных интересов: министры должны удостовериться, что никакой конфликт не возникнет или не сможет в достаточной мере возникнуть между их публичными обязательствами и их собственными финансовыми интересами или интересами любой иной природы. Точные правила управления этими конфликтами закреплены. Они должны также закрепляться декларацией интересов, которая публикуется ежегодно в двух экземплярах.
Относительно принципов Кодекс управления государственной службы в своей рубрике отмечает, что государственные служащие не должны использовать ненадлежащим образом свое официальное положение или информацию, полученную в рамках своей деятельности, с целью улучшения своих личных интересов или интересов других лиц.
Понятие «ситуация, при которой личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей»
Согласно части 2 ст. 10 Закона N 285-ФЗ главным условием квалификации ситуации в качестве конфликта интересов является не просто наличие личной корыстной заинтересованности, но и обязательно ее влияние или возможность повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей. Как видно, определение конфликта интересов в редакции Закона N 285-ФЗ носит в значительной степени вероятностный характер. И в этом контексте возможно говорить о следующих ситуациях, при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.
Ситуация действительного конфликта интересов — это ситуация, в которой констатируются наличие какого-либо личного интереса и его реальное влияние на то, как данное лицо выполняет свои профессиональные и служебные обязанности. Влияние личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей зависит от характера интересов, например политическая принадлежность, профессиональные связи, вера, семейная ответственность, личное имущество, капиталовложения, долги и др., или их количественной оценки, например интерес в семейном бизнесе, возможность получить большую прибыль, избежать убытков и т.д. В этой ситуации лицо, замещающее должность, не принимает мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сознательно допускает наступление ситуации, в результате чего получает искомый доход.
Ситуация возможного конфликта интересов — это ситуация, в свете которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, не является в тот момент, когда ставится такой вопрос, достаточной для возникновения конфликта интересов, поскольку пока еще нет никакой связи между его должностными обязанностями и его личными интересами. Но гипотетически (в потенции) личная заинтересованность может проявиться и повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей, особенно в ситуациях их эволюции или изменения. Во всех подобного рода случаях необходимо проводить проверку, не могут ли личные интересы должностного лица повлиять на то, как оно будет исполнять свои обязанности в новых служебных условиях или новые должностные обязанности, с тем чтобы убедиться, что реальный конфликт интересов не наступил и остается по-прежнему лишь потенциальным.
Ситуация кажущегося конфликта интересов — это ситуация, в которой личной заинтересованности лица, замещающего должность, в реальности не существует или имеющиеся по этому поводу факты являются недостоверными, т.к. есть лишь видимость того, что данное лицо имеет некую личную заинтересованность, способную повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, необходимо провести служебное расследование. Необходимо установить, что должностные обязанности лица не являются несовместимыми с его личной ситуацией, что оно не совершает правонарушений и не проявляет недобросовестности, необъективности и пристрастности при исполнении им своих должностных обязанностей. До тех пор пока эти факты не доказаны, налицо видимость конфликта интересов, и предъявлять обвинения данному лицу нельзя.
Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.
В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.
Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.
Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.
В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.
Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.