Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «журнал регистрации водителей, отстраненных от работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для снижения аварийности на дорогах страны и обеспечения защиты населения в транспортных фирмах работодатели проводят обучающие курсы для шоферов. Занятия необходимы даже в тех фирмах, в штате которых значится один водитель. Главное правило и требование: если водитель не прослушал его, если сведения о прохождении его не включены в него, он не имеет права выходить на линию. Отвечает за это начальник службы БД либо ее инженер.
Комментарий к ст. 27.12 КоАП
1. Комментируемая статья с 1 июля 2008 г. будет регламентировать проведение не двух, а трех административно-принудительных мер. К отстранению от управления транспортным средством и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения добавится еще освидетельствование на состояние опьянения.
Отстранение от управления транспортным средством производится по следующим основаниям:
1) если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, указаны в приложении N 6 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). Такими критериями являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит также направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, водители — участники дорожно-транспортных и водных происшествий, приведших к тяжким последствиям, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение;
2) в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП.
Действующая с 1 июля 2008 г. редакция комментируемой статьи будет предусматривать введение новой административно-принудительной меры: освидетельствования на состояние опьянения. В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения освидетельствование на состояние опьянения производится не медицинскими работниками, а должностными лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. На медицинское освидетельствование лицо может быть направлено в трех случаях:
1) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
2) при несогласии лица с результатами освидетельствования;
3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указаны в п. 1 комментария к данной статье.
2. Об органах и должностных лицах, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, см. комментарии к ст. 23.36 — 23.42 КоАП РФ. Невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.26 КоАП РФ.
3 — 5. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол. Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством приведена в приложении N 14, а форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — в приложении N 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, направленным письмом МВД России от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72.
6. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены только Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. В соответствии с этими Правилами медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.
Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.
Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). В приложении N 3 к этому Приказу содержится Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями от 10 января 2006 г.). Данной Инструкцией, в частности, установлено, что при освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.
Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.
Конкретное изделие медицинского назначения или метод (медицинскую технологию) для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, конкретный биологический объект, отбираемый для направления на лабораторное химико-токсикологическое исследование, в каждом случае определяет врач (фельдшер), проводящий освидетельствование.
При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.
При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов, (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение; в пункте 16 Акта указывается, какой биологический объект взят для проведения химико-токсикологического исследования.
В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».
Особые инструктажи ведутся при срочных изменениях в порядке работы автоводителей. Например, материалы о лекциях по угрозе теракта, изменения в маршруте, новых правилах, требованиях или нормативных актов обязательно включается в журнал инструктажа по безопасности дорожного движения.
Существуют и иные виды документов, которые могут применяться в организации, например:
- КУ инструкций по охране труда. Человек, ответственный за его ведение, присваивает всем инструкциям по охране труда номер. Оформляя документ, можно применить приложение 9 Постановления Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80.
- КУ выдачи инструкций по охране труда. Такой документ фиксирует факт предоставления инструкций по охране труда работникам в целях ознакомления. Для оформления можно использовать приложение 10 вышеуказанного Постановления.
- КУ трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда. Документ о состоянии охраны труда позволяет фиксировать выявленные в ходе проверки неисправности, систематизировать их, а также отражать сведения об уровне знаний.
Что такое отстранение от управления транспортным средством
Управляя транспортным средством, любой участник дорожного движения может допустить нарушение правил, которое приводит к тем или иным последствиям. В некоторых случаях нарушения являются достаточно серьезными и приводят к самым драматичным последствиям.
В то же время, действующее законодательство оставляет право сотрудникам ГИБДД выносить различные виды административных взысканий, вплоть до полного отстранения от возможности управления автомобилем.
Несмотря на то, что подобное взыскание применяется не часто, все же автомобилисты должны четко понимать, что такое управление ТС с нарушением, в каких случаях у инспектора есть законное право отстранить водителя от управления автотранспортом и какие действия необходимо предпринять в дальнейшем, чтобы данное право было восстановлено.
За что инспектор может отстранить вас от управления автомобилем
Как ни странно, четкое определение термина «отстранение от управления» в российском законодательстве отсутствует. С другой стороны, в нем нет ничего двоякого — само название позволяет толковать его совершенно однозначно.
Всё же поясним, что отстранить от управления автомобилем — значит прекратить эксплуатацию транспортного средства по прямому назначению. Другими словами, вы лишаетесь возможности вести машину и пользоваться рычагами управления.
Означает ли все вышеизложенное, что вы должны покинуть автомобиль? Вовсе нет. Но это формально. В реальности же водитель рискует быть обвиненным в неповиновении законным требованиям инспектора и получить штраф 500-1000 рублей или даже 15-суточный арест в соответствии с частью 1 статьи 19.3 Административного кодекса.
Кроме того, формально у вас не возникает обязанности выдать инспектору ДПС ключи от автомобиля. С другой стороны, сотрудник ГИБДД может потребовать этого, ссылаясь на законодательное основание. Коснемся этого подробнее.
Основания для отстранения
Что такое отстранение от управления транспортным средством? Это стандартный, обоснованный законом запрет на вождение.
Согласно ст 27 12 КоАП РФ, основанием для полного отстранения водителя от управления его транспортным средство, могут стать следующие цели и основания отстранения:
- Неисправность используемого транспортного средства – повреждение системы тормозов, выход из строя рулевого механизма.
- Пребывание водителя в подвыпившем опьяненном состоянии, а также под влиянием наркотических и токсических компонентов.
- Если за рулем находится заключенный, который сбежал от ответственности и обязан отбывать еще срок назначенного заключения.
- Требование использовать автомобиль сотрудникам правоохранительных органов в особых служебных целях.
- Отсутствие у водителя документов на транспорт, а также стандартного водительского удостоверения.
- Лишение прав.
Самой распространенной причиной по отстранению является предполагаемое определенное количество алкоголя в составе крови человека, который находился за рулем.
В самом начале обследования сотрудники ГИБДД не в состоянии максимально точно определить уровень опьянения человека, который управлял транспортным средством. Несмотря на это, они обязаны его проверить при малейших подозрениях.
Среди первичных признаков опьянения можно выделить:
- резкий запах алкоголя;
- нарушение ясности и четкости речи;
- невозможность находиться в положении стоя.
Может ли быть протокол составлен без понятых
Точная процедура отстранения автомобилиста от управления ТС описывается в «Административном регламенте ГИБДД». Пункт 127 документа гласит:
Отстранение лица от управления транспортным средством по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых путем запрещения управления этим транспортным средством данным водителем до устранения причины отстранения.
С появлением новых технических возможностей присутствие понятых может замещаться видеозаписью. Суды принимают ее при рассмотрении дела в качестве доказательства, хотя адвокатам иногда удается повернуть отсутствие понятых в пользу нарушителя. Возможность использования видеозаписи отражена в пункте .12 КоАП:
Отстранение от управления ТС соответствующего вида … осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации ТС соответствующего вида, … в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Отказ от медосвидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ)
На прохождение медосвидетельствования в медицинском учреждении автолюбитель отправляется не один, а вместе с инспектором, а также понятыми. Доставить водителя на процедуру должны сотрудники ГИБДД, поскольку до результатов экспертизы автолюбитель, подозреваемый в пьяном вождении, не имеет права садиться за руль. При этом если человек не отказался от освидетельствования, прошел процедуру, и она показала отрицательный результат — инспектор обязан будет доставить его обратно к его автомобилю.О временном отстранении от управления авто, а также о направлении на медосвидетельствование составляется протокол, по результатам официального медицинского исследования — акт, в котором ясно указывается, был ли автолюбитель нетрезв или же нет.
Если вас остановил сотрудник ГИБДД и пытается обвинить в том, что вы сели за руль после употребления спиртного — не вступайте с ним в споры и самое главное – не выражайте свой отказ от освидетельствования в прямой форме. Крайне важно, чтобы слово «отказываюсь» вообще не прозвучало в вашем диалоге с представителем закона, а кроме того – не было зафиксировано в протоколе с места происшествия.Помните, что освободить вас от ответственности в данном случае может только наличие веских обстоятельств, которые не позволили вам пройти экспертизу.
Закон таковыми обстоятельствами признает:
- Реальную угрозу жизни, здоровью, имуществу водителя или иных лиц;
- Реальную угрозу общественной безопасности.
Итак, первый случай отказа от освидетельствования – это нарушение, впервые совершенное автомобилистом, у которого есть действующие водительские права. Такая ситуация будет квалифицироваться по первой части статьи 12.26 Кодекса нашего государства об административных правонарушениях.
Главное наказание за первичный отказ – это лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет. Кроме того, с нарушителя также может быть взыскан административный штраф в объеме 30 000 рублей (по состоянию на 2019 год). Точный срок, на который будет изъято водительское удостоверение задержанного автолюбителя, зависит от истории его нарушений ПДД.
Так, если за предыдущий год водитель не получал штрафов, либо был пойман лишь за одним-двумя малозначительными проступками, то суд может отнять у него права всего на 1,5 года. Если же автолюбитель и раньше не только совершил отказ, но и игнорировал другие требования закона в течение предшествующего года, то прав на управление транспортными средствами он будет лишен на 2 года.
Для законного составления протокола об административном правонарушении, согласно части 1 статьи 12.8 КоАП РФ (вождение транспортного средства в нетрезвом виде), инспектору необходимо доказать, что водитель на самом деле пьян. Для этого сотрудник ГИБДД может с согласия автовладельца провести освидетельствование на месте остановки машины, воспользовавшись для этого специальным прибором – алкотестером.
Медосвидетельствование – это комплекс действий по проведению осмотра водителя врачами-специалистами, а также лабораторное исследование с целью выявить у него наличие алкогольного или наркотического опьянения.
Освидетельствование и медосвидетельствование — это две совершенно разные процедуры, но обе направлены на определение степени трезвости водителя. Каждая из них инициируется инспектором, который остановил автомобиль и заподозрил, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения.
Освидетельствование на месте сотрудник ГИБДД может проводить самостоятельно, используя специальный прибор. Согласно приказу Минздрава России от 14 июля 2003 года под номером 308, медосвидетельствование может проводить только врач.
Если потребность в проведении процедуры возникла в труднодоступной местности, то можно воспользоваться услугами фельдшера, который имеет специальное образование и сертификат. Срок действия этого документа составляет три года. Если сертификат просрочен, то медик не имеет права проводить процедуру.
Для инспектора ГИБДД основанием для проведения проверки и отстранения водителя от управления транспортным средством являются один или несколько фактов, свидетельствующих о нетрезвости водителя.
Основные признаки опьянения:
- нарушение связности речи;
- наличие алкогольного запаха из полости рта;
- изменение оттенка кожи на лице;
- нарушение координации движений и неустойчивость позы;
- поведение, не соответствующее текущей обстановке.
Сотрудник ГИБДД сначала предлагает водителю пройти освидетельствование на месте остановки транспортного средства.
Медосвидетельствование может понадобится в таких случаях:
- Водитель с признаками алкогольного опьянения отказался проходить проверку с помощью прибора или не согласен с ее результатами.
- Алкотестер показывает отрицательный результат, но у инспектора есть все основания полагать, что водитель находится под воздействием алкоголя или наркотического средства.
В тех случаях, когда признаки опьянения у водителя отсутствуют, медицинское освидетельствование на алкоголь назначается при наличии обстоятельств, предусмотренных приказом МВД № 780 от 13 августа 2012 года.
Основания для проверки:
- отказ водителя от прохождения процедуры;
- участие автомобилиста в ДТП с пострадавшими;
- подозрение в совершении водителем ДТП.
Отказ от первичной проверки не считается правонарушением. В таком случае водитель будет отстранен от управления транспортным средством и в сопровождении инспектора должен будет отправиться в медучреждение.
Юристы не рекомендуют водителям отказываться от процедуры. Если задержанный по какой-то причине не пожелает следовать к врачу, то этот факт обязательно будет зафиксирован в протоколе, и тогда последует административное наказание.
Каких-либо уважительных причин, по которым задержанный может отказаться от экспертизы в медицинском учреждении, не существует. Такой водитель автоматически становится нарушителем закона.
Исключения допускаются только в крайне редких случаях. Обстоятельства, освобождающие водителя от административной ответственности в случае отказа от проверки, указаны в ст. 2.7 КоАП РФ.
В их число входят:
- угроза жизни, здоровью либо имуществу водителя или другого лица;
- опасность для общества либо государства;
- не было другого способа предотвратить угрозу.
Например, человек, находившийся за рулем, доставлял тяжелобольного в больницу и поэтому не мог пройти экспертизу из-за экстренного случая. Подобные обстоятельства имеют признаки крайней необходимости, поэтому водитель не может быть лишен ВУ. Однако наличие уважительной причины нужно будет подтвердить свидетельскими показаниями, аудиозаписью разговора с инспектором или видеозаписью с регистратора.
Отказ будет законным при наличии следующих условий:
- отсутствие двух понятых;
- инспектор не обеспечил необходимые условия для проведения освидетельствования;
- отсутствие признаков наличия алкогольного опьянения.
Наличие оснований для проведения экспертизы в больнице должны подтвердить присутствующие понятые. Нарушения, допущенные сотрудником ГИБДД, должны быть зафиксированы в протоколе, их наличие в документе подтверждает незаконность его действий.
Наказание за отказ от медосвидетельствования в 2018-2019 году
Поскольку вождение транспортом в нетрезвом состоянии является одной из главных причин возникающих аварий и иных происшествий на дороге, контроль за «трезвостью» проводят при малейших подозрениях. Однако осуществлять его можно при достаточно обоснованных причинах. В противном случае остановленный сотрудником гражданин вправе на законных основаниях отказаться от данной процедуры.
Проводит проверку автовладельца сотрудник ГИБДД при таких обстоятельствах:
- запах спиртного;
- плавающая и шаткая походка;
- невнятный разговор;
- ярко выраженная окраска лица;
- несоответствующие поведенческие действия.
Освидетельствование на месте выполняется специальным оборудованием.
Причинами для проведения медосвидетельствования выступают следующие обстоятельства:
- отказ автовладельца от проверки на месте;
- несогласие с итогами обследования инспектором;
- отрицательное значение алкотестера при видимых отличительных показателей опьянения;
- совершение водителем административного либо уголовного правонарушения.
Если инспектор при наличии указанных выше признаков приходит к выводу, что автовладелец пьян, то для фиксации несоблюдения порядка поведения на дороге проводится обследование. Оно осуществляется на месте специальным оборудованием – алкотестером. Для проведения данной процедуры необходимо привлечь понятых, которые будут следить за законностью действий инспектора. В ином случае ведется видеосъемка (ст. 25.7 КоАП РФ).
Перед осуществлением проверки автолюбителя информируют о регламенте проведения обследования с помощью специального устройства, и о его целостности. При этом лицо, которое обследуют, не допускается к управлению транспортом (ст. 27.12 КоАП), о чем составляется протокол.
Проверка осуществляется способом отбора выдыхаемого воздуха. О нетрезвом состоянии свидетельствует превышение установленной нормы погрешности (0,16 мг на 1 литр). Если на месте нет специального устройства, то обследование проводится на ближайшем посту ДПС. По итогам процедуры делается акт, фиксирующий значение алкотестера.
Если автолюбитель отказывается от проверки, которую инициирует инспектор, его отправляют в медучреждение, о чем составляется протокол. Документ подписывают все участвующие стороны:
- инспектор ГИБДД;
- гражданин, касательно которого производится проверка;
- понятые.
Копия документа отдается автолюбителю. Для прохождения медосвидетельствования гражданина сопровождают до специализируемого медучреждения либо передвижного пункта.
За отказ от освидетельствования на наркологическое опьянение либо отказ от освидетельствования на алкогольное опьянение законами РФ устанавливаются санкционные меры. Они определяются следующими видами.
Что грозит за отказ от медосвидетельствования в первый раз в 2019 году? Ответственность представлена штрафом, сумма которого равняется 30 000 рублей (ст. 12.8 КоАП). Помимо этого автовладельца ожидает лишение прав за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на полтора – два года.
Если нетрезвое лицо задержано без прав, то законодательство сулит ему административный арест, равный 10-15 суткам. То же самое касается и автолюбителей, в прошлом уже лишавшихся прав.
Когда автовладельца лишают документов, то машина отвозится на штрафстоянку.
Вождение нетрезвым гражданином, касаемо которого в прошлом производилось лишение прав за отказ от медосвидетельствования, приводит к определенным последствиям (ст. 264.1 УК).
Вид | Значение |
---|---|
Штрафные санкции | 200 000 – 300 000 рублей/размер дохода за 1-2 года |
Лишение возможности занимать конкретную вакансию | до 3 лет |
Обязательные работы | до 480 часов |
Принудительные работы | до 2 лет |
Лишение свободы | до 2 лет |
После возвращения прав автолюбителю назначается испытательный срок. Длится он один год. Отсчет начинается с момента вынесения решения.
Но даже если этот период прошел без нарушений, на автолюбителя при каждой последующей остановке в состоянии алкогольного опьянения может быть наложен штраф за отказ от медицинского освидетельствования в 2019 году, равный тридцати (30 000) тысячам рублей и лишение прав на два года.
Важно знать! Кроме того, повторное несоблюдение правил приводит к возникновению уголовного наказания. Его уровень зависит от уровня обоснованности предыдущего отказа от прохождения освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического).
Отказ от медосвидетельствования: как вернуть права
Наказанием за отказ от медицинского освидетельствования в 2019 году не выступает постановка на наркологический учет в спецучреждения. Данная процедура осуществляется только в следующих ситуациях:
- добровольное согласие гражданина, употребляющего спиртное или иные препараты;
- через суд.
Отказаться проводить проверку водитель может только в строго установленных случаях. Если действия инспектора законны, то отказ повлечет за собой для автолюбителя неблагоприятные последствия. Чтобы уметь постоять за себя, водитель, выезжая на дорогу, должен знать не только ПДД, но и свои права и обязанности как участника дорожного движения.
- При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
- При несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
- При наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинские организации осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, вприсутствии 2 понятых, либо с приминением видеозаписи.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Наша юридическая помощь поможет вам разобраться в этом непростом вопросе. Консультация юриста – это то, что позволяет уверенно чувствовать себя в разных правовых ситуациях. В частности, если дело касается подобных процедур административного характера.
Какие водители проходят предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры
Отличия в проведении медосвительствований заключаются в следующем:
- Предрейсовые обязательно проходить для каждого водителя, состоящего в компании. Исключение составляют работники АПТ, уходящие в рейс немедленно, которых вызывают службы по устранению аварий. Время устанавливается ранее, но при этом важна каждая секунда, чтобы успеть на место, где произошло непредвиденное событие.
- Послерейсовые обязательны для прохождения водителями авто, задействованными на перевозках грузов или пассажиров.
Тот и иной вид осмотра проводится в соответствие с регламентом. Вид выполняемой работы устанавливает необходимость проведения. В связи с этим, если даже ИП будет выполнять функции водителя самостоятельно, то ему тоже нужно проходить медиков.
Организация, проводившая это мероприятие должна иметь свидетельство, в котором прописывается разрешение на данный вид деятельности. За проведенные работы ответственность лежит на работодателях, поэтому у них имеются варианты проведения:
- Привлечение сотрудников из поликлиник, но при этом стоит проверить наличие лицензии.
- В штат организации вводить сотрудника, ответственного за проведение МО. Организация кабинета зависит от количества работающих, организации кабинета в медпункте. В должностные обязанности специалиста стоит включить не только проведение медосвидетельствования, но и оказание первой медицинской помощи.
Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ . Размер штрафа составляет:
- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.
Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ . Размер штрафов составляет:
- на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ . Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.
Требования к кабинету предрейсового медицинского осмотра водителей
Готовя помещение и закупая оборудование сохраняйте акты (технические документы) о характеристиках материалов. Их могут запросить при проведении проверки, как свидетельство соблюдения санитарных норм, соответствующих требуемым стандартам. Основные из них:
- Минимальные габариты помещения для проведения ПМО: 12 м2; высота — 2,6 м; лаборатория + санузел — 6 м2.
- Комбинированное освещение: большое окно (жалюзи) и электрическое, соответствующее стандартам КЕО.
- Гладкие моющиеся стены и полы из рекомендуемых материалов, соответствующих техническим и гигиеническим нормам.
- Комната оборудована кушеткой, офисной мебелью, телефоном, светильниками и прочим оборудованием.
Санитарно-эпидемиологические требования к помещению медкабинета СанПиН 2.1.3.2630-10 для проведения
предрейсового медицинского осмотра
- Высота помещений: не менее 2,6 м.
- Общая площадь — 18 м2: кабинет — 12 м2; комната для забора биологических сред, совмещенная с санузлом — 6 м2. Желательно иметь отдельный вход с улицы и комнату ожидания (коридор).
- Освещение искусственное и дневное с соблюдением коэффициента естественного освещения (КЕО).
- Для защиты от слепящего солнечного света и перегрева наличие солнцезащитных козырьков (жалюзи).
- Поверхность стен, полов, потолков гладкая, без шероховатостей и дефектов. Легкодоступная для влажной уборки, включая обработку дезинфицирующими средствами. (Учитывая работу в условиях пандемии желательно использовать ультра-фиолетовые лампы для обеззараживания помещений).
- Покрытие пола: прилегает к основанию; закругленное сечение сопряжение стен и полов; герметические швы; запаянные стыки линолеума.
- Отделка в местах установки раковин: керамическая плитка (влагостойкий материал) — 1,5 м от пола; ширина не менее 20 см с боковых сторон.
Примечание: К помещению предъявляется много требований, которые необходимо выполнить. Сверяйтесь с документом СанПиН в актуальной редакции (нормативы могут меняться).
Срок действия путевого листа
Путевой лист выдается не более, чем на 24 часа. Исключением может быть командировка водителя длительностью более суток. Но даже в этом случае сотрудник должен придерживаться нормативов рабочего времени и иметь возможность полноценно отдохнуть. Поэтому желательно указывать продолжительность смены. Инспекторы ГИБДД и контролирующие органы обращают внимание на фактический срок нахождения в рейсе.
Правила заполнения путевого листа
- Путевой лист заполняют на каждый автомобиль до начала движения (выезда из гаража).
- Если водитель уже оформленного ТС сменился, заполняется новая путевка.
- При проставлении даты и времени медосмотра штамп о допуске водителя не требуется, если бланк содержит специальную графу. Достаточно указать ФИО и подпись врача, можно в электронном виде.
- Контролер, проводящий предрейсовый техосмотр ТС на месте парковки, делает соответствующую запись в журнале учета. Время ТО должно отличаться от указанного при медосмотре, и времени в путевках других водителей, если они обслуживаются одним механиком.
- В п/л ставится штамп-допуск, заверенный подписью (фамилия + инициалы) медсотрудника.
- Путевые листы являются отчетными документами. Информация о них храниться владельцем ТС не менее пяти лет (в электронном формате — год).
Вопрос: Можно ли заполнять графы Журнала на компьютере отдельно на водителя, тут же распечатать, чтобы заверить подписями: медик + работник, а через время собрать документы в журнал?
Ответ: О такой форме ведения журнала нигде не сказано, но и не запрещено. Главное – отразить данные согласно Приказу №835н. Но зачем усложнять процесс, если от руки сделать это проще. Дождитесь поправок 2021 года, возможно, подпись водителя уберут из обязательных реквизитов. Ведь отметка в путевом листе уже говорит о том, что он участвовал в процессе медосмотра.
Вопрос: Может ли медсестра, имея сертификат о прохождении курсов ПМО, проводить медосмотры?
Ответ: Да, может, если транспортная компания имеет мед. кабинет и государственную медицинскую лицензию.
Вопрос: Смена водителя начинается с 8 утра. Во сколько он обязан пройти медосмотр, чтобы не опоздать на работу? Существует ли норматив?
Ответ: Существует Приказ № 15 от 28/08-04 г. “Режим работы и отдыха”. Время, затраченное на дорогу и процедуру осмотра, считается рабочим, оплачивается работодателем по среднему тарифу. О необходимости проходить осмотр до начала рабочего дня нигде не сказано.
Вопрос: Можно ли вместо подписи медика, указать только его фамилию и инициалы?
Ответ: Нет, это считается нарушением. Даже в электронных Журналах особое внимание уделяется личной подписи медика (ЭЦП). За качество проведенного освидетельствования лицо, проводившее осмотр, несет административную ответственность. Поэтому нужна собственноручная подпись.
Вопрос: В организации Журнал заполняет медработник. Кто это делает, когда услуги оказываются по договору, если водители проходят медосмотр в разное время суток?
Ответ: Журнал проведения предрейсового медицинского осмотра водителей заполняет лицо, которое осуществляет медосмотр. Это может быть только медик, прошедший специальное обучение, работающий в лицензируемом медучреждении. В лицензии прописано, что данное мед. заведение имеет право оказывать услуги ПМО.
Как в нормативах, так и в заключаемом с медицинской организацией договоре упоминается, что предрейсовый медицинский осмотр проводится в течение всего рабочего времени водителя. Если необходимо, ищите мед. организацию, работающую круглосуточно.
Вопрос: Нужно ли с нового года начинать новый журнал или разрешается заполнять прежний, если остается много пустых страниц?
О необходимости с н. г. начинать нов. Журнал нигде не сказано. Но во многих организациях так принято, чтобы было легче пользоваться поиском данных в архивах. Если сможете доступно каталогизировать информацию, почему бы нет?
Вопрос: Разрешается ли данные о прохождении послерейсового осмотра совместить с предрейсовыми в одном Журнале?
ВС: Ошибки инспекторов ГИБДД в протоколе трактуются в пользу водителей
Оформление нетрезвых водителей — процедура не из самых простых. В ее тонкостях досконально разбираются только юристы и судьи Верховного суда. Во всяком случае, как показывает практика ВС, водителей оправдывают именно по причине нарушения процедуры.
Непонятно, почему эти нарушения происходят. То ли сотрудники ГИБДД плохо знакомы с этой процедурой, то ли некоторые из них нарушают ее сознательно. Ведь, как правило, нижестоящие суды на эти нарушения редко обращают внимание и лишают обвиняемых водителей прав.
Напомним, что сотрудники ГИБДД могут предложить водителю пройти освидетельствование на алкогольное опьянение на месте, если есть подозрения в нетрезвости. То есть предложить ему дыхнуть в алкотестер.
Но эта процедура, так же как и процедура отстранения от управления, должна проводиться либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись. Направление на медосвидетельствование также должно проходить либо в присутствии двух понятых, либо под видеозапись.
При этом видеозапись должна быть приложена к материалам дела. Однако не всегда эта формальность соблюдается.