Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит водителю, не пропустившему пешехода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан “пропустить” пешехода, ныне же есть обязанность “уступить дорогу”, а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:
-
Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
-
В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.
- Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
-
Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.
Санкции за нарушение ПДД
Итак, сколько и какая сумма штрафа назначается водителю, который не пропустил пешехода на пешеходном переходе и не уступил ему дорогу? Управляющий автотранспортным средством, который дисциплинированно и вежливо ведет себя на проезжей части, обычно пропускает пешехода, начавшего движение и ступивший на «зебру». В случае инцидента, он признает свою вину и в последствии уступает дорогу пешеходам, если они имеют преимущество и передвигаются по специальному обозначенному месту для перехода. Это место на проезжей части, где постоянно происходит взаимодействие между людьми, управляющими автомобилями и пешеходами.
Считается, что пешеход всегда прав, но это далеко не всегда является истиной. Правила никто не отменял, и для пешеходов в том числе. Но большая ответственности, все же, лежит на водителе. Надо сказать, что подобные отношения на российских дорогах, к сожалению, оставляют желать лучшего.
В январе 2017 года Правительственной комиссией РФ был принят Законопроект, предусматривающий изменения статьи 12.18 КоАП РФ. Данный Законопроект предусматривает штрафы за действия водителей:
- обгон на зебре;
- непропуск пешехода;
- проезд велосипедистов по зебре.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
- Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
- Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
- По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Действия водителей при приближении к пешеходному переходу
- Вы подъехали к «зебре» и видите, что человек уже идет по переходу. В этом случае вы должны его пропустить (пункт 14.1).
- Если автомобиль, который едет впереди вас, снизил скорость, чтобы пропустить пешехода, вы тоже должны затормозить (пункт 14.2). Обгон по пешеходному переходу и выезд на полосу встречного движения являются грубыми нарушениями, за них могут лишить водительского удостоверения. Более того, может произойти ДТП.
- Если на светофоре для водителя горит разрешающий сигнал, но пешеходы еще не перешли дорогу, то надо дождаться, пока они закончат движение, и только потом ехать (пункт 14.3).
- Согласно пунктам 14.5, 14.6, 14.7 пешеходов следует пропускать в следующих случаях:
- Слепой пешеход подает сигнал белой тростью (независимо от того, пешеходный это переход или нет);
- Если пешеходы идут к остановке, на которой стоит общественный транспорт, сажающий людей на проезжей части;
- Если водитель приближается к машине с включенной «аварийкой», и у этой машины есть опознавательный знак «перевозка детей», то водитель должен замедлиться, при необходимости остановиться полностью и пропустить детей.
Когда еще водитель обязан пропустить пешеходов?
Проблема пропуска пешеходов на сегодняшний день не выяснена до конца, невзирая на то, что в ПДД отображены почти все дорожные ситуации. Правилами регламентируется, что автоводитель обязан снизить скорость и пропустить пешехода в следующих обстоятельствах:
- При выезде автомашины с территории, находящейся рядом.
- При перемещении ТС в зону двора.
- При повороте ТС в любую сторону.
- Если человек пересекает улицу по обочине или тротуару, находящиеся на перекрестке.
- Если человек подходит к общественному ТС, но для этого ему надо пересечь дорогу.
- Если пешеход обладает плохим зрением, подавая сигналы автоводителю своей тростью.
В то же время, существуют обстоятельства, когда автоводитель не обязан уступать дорогу человеку, при отсутствии разметки «зебры». Это допускается:
- При пересечении человеком дороги не на перекрестке. В этом варианте человек должен пропустить автомашину.
- Человек не имеет права пересекать улицу, если он находится на встречной полосе, при ее наличии.
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.
Когда можно оспорить?
Как оспорить штраф ГИБДД за пешехода, знает не каждый. Для этого необходимо разбираться в общезаконодательных нюансах.
Оспорить штраф за непропуск пешехода возможно в следующих случаях:
- имеются записи видеорегистраторов с явной картиной того, что предыдущий автомобиль не остановился. Оспорить взыскание за непропуск лица, переходящего дорогу, будет проблематично;
- пешеходный переход переезжал велосипедист или человек на мотоцикле;
- имеются видеодоказательства или свидетели, которые могут подтвердить плохую видимость на дороге в данное время суток и на указанном месте пешеходной спецразметки.
Оспорить штраф за непропуск пешехода возможно, однако это может занять у водителя некоторое количество времени.
Правила ПДД: уступи дорогу на пешеходном переходе
Учтите! Изменения правил коснулись и способа уступки дороги. Если водитель увидел пешехода, который планирует перейти проезжую часть, это не означает, что он должен сразу же давить на тормоза. Ранее в старой редакции правил водитель обязан был стазу же притормозить и остановиться, как только пешеход шагнул на зебру.
Сейчас автомобилист может не менять направление движения и не останавливать транспортное средство. Достаточно снизить скорость и дать возможность пешеходу завершить маневр.
Кроме того, новые правила позволяют водителю продолжить движение, если его траектория не совпадает с траекторией пешехода. То есть он может проехать по соседней полосе, не препятствуя движению человека. Если такой возможности нет, то водитель должен притормозить и пропустить пешехода.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Если проезжая часть состоит из четырех полос, и водитель совершает движение по крайней левой полосе, а пешеход переходит крайнюю правую полосу, автомобилист может продолжать движение. Участники дорожного движения не создают помехи друг для друга.
Важно обратить внимание, что в спорных ситуациях будет действовать правило двух полос. Это означает, что между автомобилем и пешеходом должно быть две полосы.
Если загорелся зеленый свет для водителей, они обязаны пропустить пешехода, который завершает переход. Но при этом они не обязаны пропускать граждан, которые в этот момент находились на тротуаре, но планировали переходить дорогу.
Граждане, находящиеся на тротуаре, не являются участниками дорожного движения. Но они становятся ими с момента вступления на проезжую часть. Водителям рекомендуется всегда снижать скорость при видимости пешеходного перехода. Это нужно делать даже в том случае, если пешехода не видно. Он может появиться в любую минуту.
Важно! По новым правилам категорически запрещен обгон на пешеходном переходе. Ранее это можно было делать в том случае, если на переходе не было пешеходов. Теперь обгонять нельзя никогда. За это правонарушение предусмотрен штраф.
На дороге не все участки для перехода обозначены специальными знаками. Но водитель всегда должен пропускать слепых людей, которые держат в руках трость белого цвета. Необходимо уступать дорогу пешеходам, которые идут к общественному транспорту, и детям, выходящим из автобуса или автомобиля с включенным аварийным сигналом и знаком «перевозка детей».
Во дворах никакие знаки не устанавливаются, но здесь преимущество пешеходной зоны.
Правила перехода проезжей части на поворотах тоже склоняются в сторону пешехода. Водитель должен остановиться даже в том случае, если человек идет на красный сигнал светофора. Исключением является поворот на перекрестке.
Если автомобилист выехал на перекресток под зеленый сигнал светофора, у него есть право завершить маневр, никого не пропуская. Но при этом нужно обратить внимание на стоп линии. Если они есть, водитель должен учитывать все сигналы светофора для пешеходов.
Нужно ли останавливаться, если пешеходов нет
Если на зоне пешеходного перехода граждан нет, то водитель не должен останавливать транспортное средство. Он имеет право продолжить движение. Сотрудники ГИБДД не могут выписать штраф, если водитель проехал зебру в тот момент, когда там никого не было, не остановившись.
Что делать водителю, который сбил пешехода
Такое происшествие может случиться с любым из водителей, поэтому необходимо знать алгоритм правильных действий, чтобы избежать множества негативных аспектов, связанных с дальнейшим разбирательством дела. Находясь в стрессовом состоянии, водитель может сделать массу вещей, о которых будет впоследствии жалеть.
Если автомобилист сбил пешехода, ему ни в коем случае нельзя покидать места ДТП, иначе он может понести значительные финансовые потери и лишиться прав. Наличие видеорегистратора во многом поможет воссоздать картину происшествия, поэтому даже после случившегося ДТП, не стоит выключать его. Место аварии необходимо обозначить аварийным знаком. Нельзя ничего трогать на месте совершения правонарушения, кроме оказания медицинской помощи пострадавшему. Лучше всего сразу же вызвать скорую помощь и представителей органов правопорядка. Зафиксировав место происшествия на дополнительное устройство, необходимо просто дождаться приезда медиков и полиции.
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД НА ТРАМВАЙНЫХ ПУТЯХ
В первую очередь в новых поправках ПДД уточняется понятие пешеходный переход. К тексту о пешеходных переходах добавлена фраза о трамвайных путях. Таким образом, законодатели устраняют тот пробел, который существовал в прежней редакции ПДД. Ведь по старым Правилам участок трамвайных путей, пересекающийся с переходом через проезжую часть прилегающей дороги, не давал преимущества движения пешеходу.
Поэтому водитель, объезжая машины, остановившиеся перед «зеброй», по трамвайным путям, имел право не уступать дорогу людям, переходящим через дорогу. Это создавало угрозу безопасности и жизни и могло использоваться в пользу водителя для смягчения наказания. Сейчас эта лазейка закрыта. В новой редакции ПДД пешеходный переход — это также и участок трамвайных путей, и уступать дорогу пешеходам обязаны как водители обычных транспортных средств, так и водители трамваев.
ОБГОН И СНИЖЕНИЕ СКОРОСТИ НА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
Раньше обгон допускался при условии, что на переходе не было пешеходов. Теперь обгон на переходах, включая участок трамвайных путей, категорически запрещён, независимо от того, есть там люди или нет (см. п.11.4. ПДД в новой редакции).
Пункт 14.2. ПДД требует от всех водителей обязательно снижать скорость перед пешеходным переходом. При высокой интенсивности движения, когда на дороге находится большое количество машин, видимость проезжей части в зоне перехода значительно снижается. В этих условиях судить о наличии людей, переходящих дорогу, можно по движению впереди идущих и соседних машин. Поэтому, если соседняя машина притормаживает перед переходом и останавливается, то по Правилам вы также обязаны замедлить движение и остановиться.
14.2 ПДД:
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.