Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Запасами являются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обыкновенного операционного цикла компании, или используемые на протяжении срока не больше одного года. Согласно сопоставлению со списком запасов, из ПБУ 5/01 новый список существенно расширится.

Изменения в порядке определения стоимостной оценки

Только введением понятия «запасы» и критериев их признания, уже наделавшим столько шума, новшества ФСБУ 5/2019 не заканчиваются. Ряд новшеств касается стоимостной оценки запасов.

Эти случаи, на мой взгляд, встречаются нечасто, поэтому упомяну их вскользь. При приобретении запасов на условиях отсрочки платежа на период более 12 месяцев, в их фактическую стоимость включается такая сумма, за которую эти запасы покупаются при отсутствии отсрочки платежа. Разница между этими суммами представляет собой процент за пользование чужими денежными средствами, которая учитывается аналогично процентам по обычным займам и кредитам. Также внесены некоторые коррективы в порядок определения стоимостной оценки запасов, оплата за которые производится неденежными средствами.

Введена возможность оценивать продукцию сельского, лесного и рыбного хозяйства собственного производства, а также биржевые товары при первоначальном признании и при последующей оценке по справедливой стоимости. Опять же это выбор учетной политики. Не запрещено оценивать такие запасы по общей правилу, то есть по сумме фактических затрат. Тем же организациям, которые выбрали первый вариант оценки, необходимо при описании методики определения справедливой стоимости в учетной политике руководствоваться МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

Больший интерес представляет собой до недавнего времени весьма спорный вопрос об учете скидок при приобретении запасов. В новом ФСБУ 5/2019 указывается, что фактическая стоимость приобретаемых запасов определяется с учетом всех скидок. При этом совершенно не важно, как эта скидка называется в договоре: скидка, уступка, вычет, премия, льгота и т.п.; не важно, в какой форме она будет предоставлена: живыми деньгами, взаимозачетом, бесплатной дополнительной партией товара и т.п.; не важно, как прописана в договоре связь скидки с ценой товара: изменяет ли скидка цену товара или нет; не важно, в какой период времени скидка будет представлена: в течение текущего отчетного периода или после его окончания, и т.п. В общем главное, что по сути эти товары с учетом такой скидки обошлись организации дешевле. Таким образом скидки теперь учитываются в составе фактической себестоимости запасов, а не, в частности, в составе прочих доходов. То есть уже на этапе принятия к учету запасов, по которым предполагается получение скидки от поставщика, необходимо определять его фактическую стоимость за вычетом предполагаемой скидки.

Заключительные положения

Да, новый ФСБУ 5/2019 внес довольно значимые (местами революционные и долгожданные) изменения в порядок бухгалтерского учета запасов. Не исключено, что в результате бухгалтерский учет еще больше отдалится от налогового. Но не будем огорчаться, ведь при расчете отложенных налогов мы уже можем применять менее трудозатратный и более простой балансовый метод.

ФСБУ5/2019 обязателен к применению, уже начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Досрочное применение допускается. Бухгалтер-рационализатор должен обрадоваться предоставленной возможности применять новые правила с 2021 года перспективно. Скрупулезный бухгалтер-отличник может выбрать ретроспективный метод, то есть пересчитать все показатели отчетности в части запасов так, как будто новый ФСБУ 5/2019 должен был применяться уже давно.

Незавершенное производство и готовая продукция

В фактическую себестоимость включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизацию;
  • прочие затраты.

В фактическую себестоимость включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые) и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). Организация должна самостоятельно решить какие затраты относятся к прямым, а какие – к косвенным. Косвенные затраты потребуется распределять между видами продукции, работ, услуг. Способ распределения нужно будет разработать и утвердить в учетной политике.

В фактическую себестоимость запасов не нужно будет включать:

  • затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативные расходы, потери);
  • затраты, возникшие в связи с чрезвычайными ситуациями;
  • обесценение других активов;
  • управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг;
  • расходы на хранение, если оно не является частью технологии производства;
  • расходы на рекламу и продвижение продукции;
  • иные затраты, которые не являются необходимыми.
Читайте также:  Положение о расследовании несчастных случаев в школе

Незавершенное производство и готовую продукцию при массовом и серийном производстве допускается оценивать:

  • в сумме прямых затрат без учета косвенных;
  • в сумме плановых (нормативных) затрат. Их потребуется регулярно пересматривать. Разница между фактической себестоимостью и плановыми (нормативными) затратами будет уменьшать (увеличивать) сумму расходов в отчетном периоде, в котором выявлена разница.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затрат.

Предприятие обязано сформировать резерв при обесценении запасов (фактическая первоначальная стоимость запасов превосходит их чистую стоимость продажи). Резерв формируется в объеме превышения фактической себестоимости запасов над чистой стоимостью их реализации. Балансовой стоимостью запасов станет их фактическая первоначальная стоимость за вычетом резерва. В случае если чистая стоимость продажи запасов, по которым признано обесценение, не прекращает уменьшаться, их балансовая стоимость снижается вплоть до чистой стоимости продажи путем увеличения резерва под обесценение. Если чистая стоимость реализации увеличивается, балансовая стоимость возрастает вплоть до чистой стоимости реализации путем восстановления ранее сформированного резерва (однако никак не больше их фактической себестоимости).

Величина обесценения запасов обязана являться расходом периода, в котором создан (увеличен) резерв. Размер восстановления резерва относится на уменьшение суммы затрат, признанных в данном периоде.

Предприятие, которое имеет право использовать упрощенные методы ведения учета, сумеет производить оценку запасов на отчетную дату согласно себестоимости.

Компании розничной торговли, которые дают оценку приобретенным товарам по продажной стоимости с отдельным учетом наценок, стоимость этих товаров показывают в бухгалтерском балансе без наценок. Отличие между указанной стоимостью товаров и их фактической себестоимостью относится на уменьшение (увеличение) суммы затрат в отчетном периоде, в котором выявлена указанная разница.

Как оценивать запасы, приобретённые за плату, в бухгалтерском учёте

При признании в бухгалтерском учёте запасы оцениваются по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).

При приобретении сырья, материалов, товаров и иных запасов их фактическая себестоимость формируется исходя из всех затрат на приобретение, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (п. 10 ФСБУ 5/2019).

Упрощенные способы бухучета запасов

ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы:

  • определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки/рассрочки платежа на период от 12 месяцев);
  • признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ/оказание услуг;
  • оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;
  • признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.

Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019. Затраты, которые в соответствии с этим стандартом должны были бы включать в стоимость запасов, они могут признавать расходами периода, в котором были понесены.

ФСБУ «Запасы»: особенности документа

ФСБУ «Запасы» утвержден Приказом Минфина РФ № 180 от 15.11.2019. Главное финансовое ведомство страны в информационном сообщении № ИС-учет-27 от 10.04.2020 разъяснило основные аспекты нового документа.

Точка зрения ФСБУ 5/2019 на многие вопросы учета запасов заметно расходится с привычными нормами ПБУ 5/01. Так, понятие «материальные запасы» новый стандарт обобщает — теперь это просто «запасы». Оценивать их придется дважды – при признании в учете и после него. Изменен порядок оценки запасов и формирования фактической себестоимости активов.

Расширен круг активов, относящихся к запасам, в частности, за счет объектов незавершенного производства (НЗП), не признаваемых в этом качестве ранее. Кроме того, в стандарте фигурирует новый термин – «справедливая стоимость». Рассчитывают ее, опираясь на нормы МСФО, в отдельных ситуациях.

Стандарт дает определение запасам: ими будут являться активы, используемые или продаваемые предприятием в обычном для него цикле операций, либо в периоде, не превышающем 12 месяцев. Это:

  • ТМЦ, сырье, топливо, запчасти, комплектующие, приобретаемые полуфабрикаты для дальнейшего производства;
  • инвентарь, инструмент, спецодежда, спецоснастка, тара, кроме ситуаций, когда подобные объекты признаются в бухучете основными средствами;
  • товары, объекты недвижимости, интеллектуальной собственности и произведенная готовая продукция (ГП), предназначаемые для реализации;
  • ГП и товары в процессе реализации до момента признания выручки;
  • затраты на выпуск продукции, не прошедшей всех этапов техпроцесса, неукомплектованные, не прошедшие испытания и приемку изделия, а также затраты, относимые на выполнение работ/услуг до момента признания выручки, т.е. НЗП (незавершенное производство).

Принято ли новое ПБУ 5/2012 «Учет запасов»?

Процедуры, связанные с учетом материальных запасов, могут регламентироваться не только российскими, но и международными нормами отчетности. Прежде всего стоит отметить, что законодатель предпринимал попытку адаптации норм МСФО к финансово-хозяйственным правоотношениям в России, разработав проект ПБУ 5/2012, который должен был установить новые нормы учета запасов — вместо определенных в ПБУ 05/01 — с учетом международных стандартов.

Однако данный проект так и не был принят. Тем не менее Министерство финансов России в 2015 году ввело в РФ один из МСФО, регламентирующий обращение с запасами.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда федерального значения в 2022 году в Волгограде

Новое ФСБУ 5/2019 сближает нормы МСФО и РСБУ.

Перестроить алгоритм учета материалов при применении ФСБУ 5/2019 вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.

О том, что общего у российских и международных стандартов и что их различает, читайте в статье «РСБУ и МСФО — основные сходства и различия».

Учет запасов по МСФО: регулирующее законодательство

Речь идет о принятии Международного стандарта (IAS) 2 «Запасы». Он введен в действие приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н, на русском языке его текст приведен в приложении 2 к данному приказу.

Под запасами в данном НПА понимаются активы, которые:

  • предназначены для продажи в процессе обычной деятельности фирмы;
  • изготавливаются на производстве в целях дальнейшей продажи;
  • находятся в виде сырья или же материалов, которые используются фирмой при производстве или в ходе оказания услуг.

Под запасами в МСФО понимаются также:

  • товары, купленные фирмой в целях дальнейшей перепродажи;
  • готовая продукция;
  • остатки незавершенного производства, которые подлежат дальнейшему использованию фирмой в ходе производства.

По аналогии с рассмотренными выше процедурами, регламентируемыми российским ПБУ 05/01, рассмотрим, какие нормы МСФО 2 могут применяться в целях оценки стоимости запасов и формирования отчетности по МПЗ.

Кто сдает «упрощенную» отчетность

По общему правилу субъекты малого предпринимательства вправе составлять отчетность как по обычным, так и по упрощенным формам (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ). Отличие упрощенных форм от обычных заключается в том, что в них все показатели отражают по группам статей.

Из числа хозяйственных обществ не могут сдавать «упрощенную» отчетность только:

  • организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;

  • юридические консультации;

  • микрофинансовые организации. К ним относятся юридические лица, внесенные в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляющие деятельность по предоставлению микрозаймов, сумма которых не может превышать 1 млн рублей (п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

С какого момента применять новшества

Если организация примет решение воспользоваться новыми возможностями, ей придется изменить учетную политику для целей бухгалтерского учета (п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Отражать изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности такие организации могут перспективно, то есть без корректировок показателей отчетности прошлых периодов (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Отчетным периодом признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность (п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, далее — ПБУ 4/99). Составлять отчетность следует за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. Отчетным периодом для годовой бухгалтерской отчетности (отчетным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. При этом бухгалтерская отчетность за месяц и квартал является промежуточной (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, п. 48 ПБУ 4/99).

По мнению Минфина России, при принятии решения о начале применения вышеназванных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета следует исходить из того, что в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В связи с этим организация вправе принять решение о применении каждого из вышеперечисленных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета в отношении бухгалтерской отчетности как за 2016 г., так и за любой последующий год.

Кто применяет ФСБУ 5/2019 и кого он не касается.

Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.

Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.

В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.

Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.

К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.

Что поменялось в оценке себестоимости запасов при покупке

В стоимость запасов при их приобретении входит не только цена поставщика, но и различные дополнительные расходы: по доставке, сортировке и т.п.

В ФСБУ 5/2019 в перечень дополнительных расходов добавились оценочные обязательства по демонтажу и охране окружающей среды. Проценты по кредитам теперь нужно включать в стоимость запасов, только в случае, если материалы предназначены для создания инвестиционного актива. Речь идет об объектах, которые требуют длительного времени для подготовки к использованию, т.е. в первую очередь — об основных средствах (п. 11 ФСБУ 5/2019).

Читайте также:  Маткапитал-2022: как потратить полмиллиона на улучшение жилищных условий

Кроме того, при расчете стоимости запасов необходимо учитывать различные скидки, бонусы, льготы и тому подобные преференции, которые поставщики предоставляют организации. Например — это может быть скидка «за объем», которую поставщик дает при закупке товара на определенную сумму в месяц.

Новым стандартом установлен специальный порядок учета стоимости запасов, которые куплены с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа. По умолчанию речь идет об отсрочке, превышающей 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

Обычно при длительной отсрочке цена поставщика выше, чем при предоплате или расчете сразу после отгрузки. В этом случае запасы следует ставить на учет по той цене, которая была бы уплачена при покупке без отсрочки. Разницу между фактической и минимальной ценой нужно учитывать, как проценты по займу (п. 13 ФСБУ 5/2019).

Если организация платит за запасы неденежными средствами, например — передает взамен другое имущество или оказывает услуги, то полученные активы нужно оценить по справедливой стоимости передаваемого имущества (оказанных услуг), или самих запасов. Для этого следует пользоваться стандартом МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» (приказ Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н).

И только, если справедливую стоимость определить невозможно, допускается учитывать приобретенные запасы по балансовой стоимости переданного имущества или по затратам на оказанные услуги (п. 14 ФСБУ 5/2019).

Если запасы получены безвозмездно, то их в любом случае нужно учитывать по справедливой стоимости (п. 15 ФСБУ 5/2019).

С 2021 года вступил в силу новый стандарт учета запасов ФСБУ 5/2019.

Перечень запасов расширен: теперь в него входит «незавершенка», а также недвижимость и нематериальные активы, приобретенные или созданные для перепродажи. Одновременно из запасов исключили малоценные основные средства.

Теперь бухгалтерам придется чаще использовать различные оценочные категории, например — обычная продажная цена, справедливая стоимость и т.п. Также в общем случае организации обязаны переоценивать запасы на каждую отчетную дату.

Но малые предприятия имеют право не применять ряд положений нового стандарта. Те из них, кто воспользуются этим правом в полном объеме, будут учитывать запасы почти по тем же правилам, что и ранее.

Микропредприятия могут вообще не применять новый стандарт и списывать все запасы в момент приобретения. Но такой вариант не всегда удобен из-за невозможности обеспечить контроль за ценностями и отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом.

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Под организацией в дальнейшем понимается юридическое лицо по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

2. Для целей настоящего Положения к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
  • предназначенные для продажи;
  • используемые для управленческих нужд организации.

Учет оприходования МПЗ по ПБУ 05/01

Рассматриваемая процедура предполагает принятие материальных запасов к учету по их фактической себестоимости, состоящей из затрат на покупку или изготовление материалов за вычетом НДС и иных налогов, которые возвращаются государством (если в законодательстве не установлено иного).

Приведем примеры затрат, формирующих фактическую себестоимость МПЗ, купленных у сторонней организации:

  • оплата по договору поставки;
  • расходы на консультационные услуги, оказанные при приобретении МПЗ;
  • таможенные пошлины;
  • налоги, которые не подлежат возврату из бюджета;
  • вознаграждение посредникам;
  • транспортные расходы;
  • расходы на страхование материальных запасов и др.

В целом к соответствующим издержкам могут быть отнесены любые затраты, которые связаны с покупкой запасов у поставщика.

Фактическая себестоимость МПЗ, изготавливаемых самостоятельно, определяется исходя из фактических издержек, которые связаны с выпуском соответствующих запасов. Учет и формирование данных издержек ведется в порядке, установленном учетной политикой для исчисления себестоимости выпускаемой продукции.

В случае если фирма ведет бухучет по упрощенной схеме, она может:

  • Оценивать купленные МПЗ по цене поставщика, включая сопутствующие затраты в расходы сразу по мере их осуществления (п. 13.1 ПБУ 5/01).
  • Будучи микропредприятием, сразу по мере приобретения относить в затраты стоимость МПЗ, используемых в обычных видах деятельности этого предприятия (п. 13.2 ПБУ 5/01). Иным организациям с упрощенным учетом такой способ тоже доступен, но только в ситуации, когда в их деятельности не образуется существенных остатков МПЗ.
  • Сразу списывать на затраты все расходы по покупке МПЗ для нужд управления, включая их стоимость, определенную поставщиком (п. 13.3 ПБУ 5/01).

Если МПЗ не принадлежат фирме, но она распоряжается ими в соответствии с условиями договора, материалы принимают к учету в оценке, которая предусмотрена в данном договоре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *