Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для Чернобыльцев в 2022 году закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выплаты чернобыльцам в 2022 году положены согласно нормам действующего законодательства. Так, данная категория граждан вправе получать две суммы установленной пенсии и выходить на пенсию на льготных условиях. Выплаты чернобыльцам регулирует Федеральный закон № 1244-1, согласно которому чернобыльцу положена ежемесячная выплата, размер которой определяется категорией льготника.
Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) (далее — ежемесячная компенсация).
2. Ежемесячная компенсация предоставляется:
а) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), — в размере 420 рублей 49 копеек;
б) гражданам, проживавшим в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), — в размере 210 рублей 26 копеек.
3. Ежемесячная компенсация гражданину (его законному представителю), у которого право на нее впервые возникло после 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о предоставлении ежемесячной компенсации (далее — заявление о компенсации), форма которого устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, и (или) документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной компенсации, по перечню согласно приложению (далее — документы (сведения).
4. Заявление о компенсации, заявление об изменении способа доставки ежемесячной компенсации подаются:
в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — единый портал);
лично по месту жительства, пребывания или фактического проживания гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в случае наличия заключенного соглашения о взаимодействии между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром, уполномоченным на заключение указанного соглашения на основании Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Подача заявления о компенсации посредством единого портала осуществляется с использованием простой электронной подписи при условии, что личность гражданина (его законного представителя) установлена при личном приеме при выдаче ключа простой электронной подписи, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
6. Документы (сведения) содержатся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, и (или) запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются гражданином (его законным представителем).
7. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 6 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
8. В случае если заявление о компенсации подано с использованием единого портала, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о компенсации уведомляет гражданина (его законного представителя) о регистрации заявления о компенсации и необходимости представления в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в личный кабинет на едином портале документов (сведений).
В случае непредставления гражданином (его законным представителем) в установленный срок документов (сведений) заявление о компенсации, поданное с использованием единого портала, не подлежит рассмотрению. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после истечения срока представления документов (сведений), установленного абзацем первым настоящего пункта, уведомляет об этом гражданина (его законного представителя) через личный кабинет на едином портале либо иным способом, выбранным гражданином (его законным представителем) в заявлении о компенсации.
9. Гражданин (его законный представитель) несет ответственность за недостоверность сведений, указанных в заявлении о компенсации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Решение о предоставлении ежемесячной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документов (сведений).
Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Наименование документа (сведений) |
Источник сведений, способ получения |
---|---|
1. Сведения о документе, удостоверяющем личность | заявитель посредством представления подтверждающего документа (при подаче заявления лично в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) |
2. Сведения о гражданстве Российской Федерации | заявитель посредством представления подтверждающего документа |
3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки |
заявитель посредством представления подтверждающего документа (до 1 июля 2023 г.), с 1 июля 2023 г. — Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
4. Сведения о периоде проживания получателя на территории зоны радиоактивного загрязнения в 1949 — 1956 годах |
заявитель посредством представления подтверждающего документа |
5. Сведения о законных представителях (опекунах, попечителях, родителях) гражданина | Пенсионный фонд Российской Федерации (Единая государственная информационная система социального обеспечения) посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия |
Какой размер пенсии у чернобыльцев в России
Также, пенсия полагается детям, оставшимся без родителей, а также в случае попечения одного из родителей. В таком случае, на каждого ребенка полагается 250% от социальной ставки, а для нетрудоспособных членов семьи, потерявшим кормильца, назначается 125% от социальной ставки.
- пенсионный возраст уменьшается на 10лет – лицам, помогающим в эвакуации, эвакуированным гражданам, а также бывшим рабочим АЭС;
- на 8 лет – населению, эвакуированному из близлежащих территорий от зоны отчуждения;
- на 5 лет для тех, кто продолжал работать после аварии несколько дней;
- на 4 года для тех, кто работал или жил на момент аварии в зоне отселения.
Пенсии и другие выплаты чернобыльцам в 2022 году
В последнее время большинство пострадавших от взрыва на ЧАЭС задавались вопросом, повысят ли в 2022 году пенсию чернобыльцам. В данный момент те физические лица, которые принимали участие в ликвидации последствий катастрофы или же перенесли заболевание, должны получать государственную выплату по старости в размере двух с половиной социальных пенсий. Граждане, проживающие или же находящиеся на службе в населенных пунктах на загрязненных территориях, могут рассчитывать на материальное обеспечение в размере двух социальных выплат. В 2022 году пенсия чернобыльцев 1 и 2 категорий после того, как была проведена индексация в апреле, должна составлять 12400 рублей, а 3 категории – 6200 рублей.
Если человек официально проработал в течение 5 лет, он должен получать в 2022 году государственную пенсию чернобыльцев. Для этого нужно обратиться в местный орган Пенсионного фонда, написать заявление, предъявить паспорт и трудовую книжку. Явиться в ПФ может как сам пострадавший, так и его доверенное лицо.
Подробно о пенсии чернобыльцам
Реформа пенсионной системы не затронет рассматриваемых в статье льготников. Все имеющиеся преференции сохранятся на прежнем, дореформенном уровне. Однако не исключено, что в последующем решение об ужесточении правил назначения пенсионных денег будут изменены и для них.
В 2019 году пенсии по соответствующим основаниям для жителей местностей, подвергшихся радиоактивному заражению, выплачиваются на тех же условиях, порядок их назначения остался прежним. Увеличился размер выплат, но только в соответствии с проведенными индексациями.
Граждане, получающие выплату по инвалидности или по потере кормильца и являющиеся жителями чернобыльской зоны, вправе рассчитывать на льготный выход на пенсию. При этом порядок и основания для ее назначения остаются прежними. Кроме этого, проводимая пенсионная реформа чернобыльцев не коснулась.
Скорость наступления пенсионного возраста делит «чернобыльцев» на следующие категории:
- Снижение пенсионного возраста на пять лет – предоставляется отработавшим в 1986 году непрерывно две недели и более в пунктах санитарной обработки или на строительных площадках. Сюда входят и люди, работавшие в 1988 году на месте аварии менее 30 дней.
- Получение пенсии на 5 лет раньше с возможностью дальнейшего снижения пенсионного возраста, исходя из трудового стажа (при расчете за один год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – имеют право работавшие не более пяти дней в промежутке с 1 июля по 31 декабря 1986 года.
- Уменьшение пенсионного возраста на 8 лет, с возможностью его дальнейшего снижения, исходя из отработанного стажа (по списку 2, из расчета за год: 12,5 года – мужчинам, 10 лет – женщинам) – для работавших в 1987 году от двух недель и более.
- Уменьшение срока выхода на пенсию на 10 лет с возможностью его дальнейшего снижения с учетом трудового стажа (по списку 1, из расчета за 3 года: 10 лет – мужчинам, 7,5 года – женщинам) – работавшим на месте катастрофы с 1 июля по 31 декабря 1986 года и в промежутке с момента аварии до 1 июля 1986 года (независимо от продолжительности).
На лиц, проживавших непосредственно в зоне радиационной опасности, тоже распространяются льготы «чернобыльцев». Порядок выхода на пенсию, в этом случае, определяется следующим образом:
- Уменьшение пенсионного возраста на 4 года с последующим его снижением за каждый год проживания или работы – для проживающих или ведущих трудовую деятельность в зоне отселения более 2 лет.
- Снижение срока выхода на пенсию на 10 лет – эвакуированным с территорий, расположенных на удалении 10 километров от эпицентра катастрофы.
- Наступление пенсионного возраста на 8 лет раньше – для переселенных в 1986 году с остальных районов, находящихся вблизи Чернобыльской АЭС.
Какие пенсии установлены для чернобыльцев
2) в соответствии с законодательством Российской Федерации документы, на основании которых сообщает следующий порядок оформления и выдачи справки о доходах от общественного транспорта (вклады) и необходимые для нотариального удостоверения гражданина (при наличии), заявление о регистрации по месту жительства.
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
- Лица, которых эвакуировали в 1986 году из «чернобыльской» зоны в 10 километров от ЧАЭС, выходят на пенсию раньше на 10 лет.
- Эвакуированные в этом же году с прочих территорий вокруг места аварии, могут рассчитывать на пенсию на 8 лет раньше.
- Если гражданин прожил или работал в зоне отселения не менее 2 лет до 1993 года, возраст может быть уменьшен на 4 года и еще дополнительно за каждый год работы/проживания сверх нормы.
- Ликвидаторы – лица, которые непосредственно принимали участие в устранении последствий взрыва. Возраст выхода на пенсию для них уменьшается на 10 лет, то есть, мужчины могут уходить на отдых уже в 50 лет, а женщины – в 45. Дополнительно на 3 года может быть уменьшен этот возраст в том случае, если у заявителя имеется стаж (10 лет для мужчин и 7,6 лет для женщин) на работе по списку 1. Граждане должны были работать на ЧАЭС в периоды – с даты аварии до 01.07.1986 любой срок, а также с 01.07.1985 по 31.12.1986 года не меньше 5 дней.
- Для лиц, отработавших минимум 2 недели за 1987 год, возраст выхода на пенсию уменьшается на 8 лет. Дополнительно он может быть уменьшен при наличии стажа (12,6 лет/10 лет для мужчины/женщины) по списку 2 на 1 год.
- «Чернобыльцы»-ликвидаторы, работавшие в зоне катастрофы в период 01.071986–31.12.1986 менее 5 дней могут уйти с работы раньше на 5 лет и еще уменьшить этот возраст при наличии стажа 12,6/10 лет на 1 год.
- Если было отработано менее 1 месяца за 1988 год, выход на пенсию возможен на 5 лет раньше.
- Работа в течение 2 недель подряд в 1986 году на строительстве и/или непосредственно в пунктах санобработки дает право на уменьшение возраста на 5 лет.
- заявление от одного или нескольких граждан, состоявших на иждивении умершего лица;
- свидетельство о смерти;
- документы, подтверждающие факт родственных отношений;
- справки, удостоверяющие нетрудоспособность иждивенца (для детей в возрасте до 18 лет такие документы не представляются);
- доказательства, что единственным или преимущественным источником средств к существованию являлись доходы умершего кормильца.
Внимание! Данный вид обеспечения устанавливается на период нетрудоспособности получателя (например, до момента завершения ребенком обучения в университете по очной форме), однако в ряде случаев предусмотрен бессрочный характер пенсии.
Пенсионное обеспечение граждан РФ, пострадавших от чернобыльской катастрофы, осуществляет по общим правилам, установленным нормативно-правовыми актами. Как таковая чернобыльская пенсия в России не указана в перечне возможных вариантов обеспечения пенсионных прав. Однако наличие статуса лица, пострадавшего от воздействия радиации в зоне аварии ЧАЭС , дает существенные льготы при обращении за различными видами выплат.
Для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участников ликвидации ее последствий, переселившихся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию РФ для постоянного проживания, ст. 49 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой им гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, при условии подтверждения в установленном порядке статуса пострадавшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Гражданам РФ, постоянно проживающим (проживавшим) или работающим (работавшим) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на один год (в случае постоянного проживания в период с 26 апреля 1986 г. по 30 мая 1986 г.) и дополнительно на один год за каждые четыре года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.
Дети, у которых погибли оба родителя или воспитывавшая их в одиночку мать, имеют право на пенсию в 250% размера социальной. Все остальные нетрудоспособные члены семьи погибшего кормильца получают 125% этой величины.
Вышеуказанные лица имеют те же пенсионные права, что и остальные граждане РФ. Порядок ухода на отдых для них также не отличается, а для получения пенсионного обеспечения необходимо иметь достаточный страховой стаж и ИПК.
Реформа пенсионной системы не затронет рассматриваемых в статье льготников. Все имеющиеся преференции сохранятся на прежнем, дореформенном уровне. Однако не исключено, что в последующем решение об ужесточении правил назначения пенсионных денег будут изменены и для них.
Размер пенсии для жителей районов, пострадавших от радиоактивного загрязнения, зависит непосредственно от характера их пенсионного обеспечения.
- если лица нуждаются в жилой площади, то государство обеспечивает этот вопрос;
- оплата 50% от цены на приватизированную квартиру или муниципального жилья;
- скидка 50% на оплату коммунальных платежей;
- оставаться на трудовом месте, если на предприятии происходит сокращение штата;
- право первого претендента на вступление в гаражные, жилищные, садоводческие кооперативы;
- ежемесячные компенсации расходов на покупку продовольственных товаров;
- путевки на лечение в санаториях и курортной зоне;
- медобслуживание и устройства без очереди в дома престарелых, инвалидов или ветеранов;
- получение места работы без очереди в момент переселения на новый адрес проживания;
- устройство детей в детский сад с компенсацией питания;
- получение дотации по потере кормильца;
- иные выплаты.
Пенсии для вдов чернобыльцев, а также другим членам семьи умершего человека, который входил в состав категорий, получают различные дотации и льготы.
: Как подтверждать внж в 2021
На заметку: в ситуации, когда участник ликвидации аварии имеет нетрудоспособного или недееспособного подопечного, то к материальной помощи делают надбавку в размере 1210 руб. каждый месяц на одного иждивенца.
Начнем с возраста, в котором пострадавшие от аварии в Чернобыле в принципе могут выйти на пенсию. Речь, конечно, идет о пенсии по старости. Если чернобыльцу поставлена инвалидность той или иной группы, он является пенсионером по этому основанию в любом возрасте.
- Дети погибшего чернобыльца до достижения ими 25 лет.
- Супруга или супруг, на попечении которых остались дети младше 14 лет.
- Супруги, которые еще не достигли возраста, когда можно выходить на пенсию.
- Родители покойного, признанные нетрудоспособными.
- Ближайшие родственники, вошедшие в пенсионный возраст или получившие статус инвалидов.
- Дети погибшего, которые проходят обучение в высшем учебном заведении в очной форме.
Пенсия чернобыльцам в 2021 году в России исчисляется в зависимости от индивидуальных параметров каждого гражданина. Учитываются отдельные характеристики заявителя, его проживание в опасной зоне, наличие проблем со здоровьем.
Для разных категорий чернобыльцев льгота по выходу на пенсию разная. Так, например, те, кто помогал ликвидировать последствия аварии в пределах зоны отчуждения в 1986-1987 гг., выходят на пенсию на 10 лет раньше старого пенсионного возраста.
То есть, для мужчин это 50 лет, для женщин — 45 лет.
Что ждёт Чернобыльцев в 2022 году
Выплата ежемесячной компенсации осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается ежемесячная компенсация.
Правительство представило президенту предложения о дополнительной индексации пенсий и социальных пособий. Об этом заявил глава Минтруда Антон Котяков.
Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос, предусмотренный пунктом 5 настоящих Правил, не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование.
Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.
Но на «чужой» земле прожила недолго, в итоге выросла и получила образование в Волгограде. Несмотря на то, что училась в лицее в гуманитарном классе, решила поступать в Волгоградский государственный университет на специальность, совершенно не связанную ни с филологией, ни с журналистикой.
Если инвалид-чернобылец умирает – то компенсацию за него получают нетрудоспособные члены семьи, которые находились на иждивении. Но выплата происходит не в полном размере, а в той части, которая составляет разницу между полной суммой ежемесячной денежной компенсации и частью, которая приходилась на чернобыльца.
Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).
Пенсия чернобыльцам в 2021 году
Ни один закон не содержит термина «чернобыльцы». Однако, что он означает в обычной жизни понятно каждому – это граждане, пострадавшие от взрыва ядерного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В нашей стране назначается государственная пенсия чернобыльцам. Россия признает ответственность за техногенную катастрофу, которая лишила жизни и здоровья тысячи людей. Чернобыльцы получают пенсию в повышенном размере и на особых условиях, о чем и расскажет наша статья.
По общему правилу ст. 28.1 закона № 1244-1, пострадавшие от радиационной катастрофы женщины не могут выйти на пенсию по старости ранее 45 лет, а мужчины – ранее 50 лет. Этот минимальный возраст не был повышен в ходе пенсионной реформы, начавшейся в 2021 году. Самая низкая возрастная планка для выхода на пенсию по старости установлена для узкой категории чернобыльцев – ликвидаторов последствий радиационной катастрофы, работавших в опасных условиях в первые два года после аварии, в 1986-1987 гг., а также эвакуированных граждан (ст.30, 32 закона № 1244-1). Для них возраст выхода на пенсию снижен на 10 лет. Для остальных чернобыльцев, в том числе, для лиц с инвалидностью, пенсионный возраст снижен не так значительно – в основном, на 3-7 лет.
Пособия и выплаты гражданам и ликвидаторам ЧАЭС
Статус чернобыльца человек получает в зависимости от проживания в определенной зоне. Всего выделяются 4 опасные зоны – зона отчуждения (на этой территории никто не проживает), отселения, зона с правом на отселение и с допустимым радиационным уровнем. Люди, которые живут на таких территориях, получают государственную поддержку. Претендовать на госпомощь могут и те, кто намерен уехать в другой регион.
- компенсацию материального ущерба в связи с утратой жилья, гаража, дачи, строений, предметов домашнего обихода, насаждений;
- единовременную выплату каждому переселившемуся члену семьи чернобыльца;
- возврат средств на проезд;
- денежную выплату для оздоровления, выплачиваемую каждый месяц.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Льготы чернобыльцам и их родственникам в 2022-2022 году
- Область отчуждения. Эта область пострадала от загрязнений сильнее всего. Она находится в непосредственной близости от взорвавшегося 4 энергоблока. Проживать там категорически запрещено.
- Зона безусловного отселения. Жители этой территории выехали из зоны отселения, но когда со временем зона очистится от загрязнений – они туда смогут возвратиться. Пока они располагают полным правом на льготы, о которых говорится в законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
- Зона добровольного отселения. Данная территория загрязнена, но не настолько, чтобы с нее принудительно выселяли жителей. Добровольно выехавшим с этой территории людям полагаются льготы.
- Зона повышенного радиологического контроля. На этой территории уровень радиации соответствует норме, но ее жители все равно имеют право на поддержку со стороны государства.
- Документы, подтверждающие личность обратившегося человека (паспорт, Свидетельство, доказывающее факт рождения).
- Любая бумага, являющаяся удостоверением факта проживания либо участия в ликвидации ЧАЭС. Подавать можно военные билеты, архивные выписки, домовые книги.
- Документ, подтверждающий факт иждивения ребенка (это касается не только случаев инвалидности).
- Справка, которая сможет доказать, что человек пострадал от взрыва на ЧАЭС.
- Ребенок должен числиться в детской либо взрослой (в зависимости от возраста) поликлинике.
- свидетельство о рождении либо паспорт, иные справки, удостоверяющие родственную связь с лицом, находившимся на территории ЧАЭС;
- документ о том, что ребенок находится на иждивении (относится не только к ситуациям инвалидности);
- бумаги о том, что гражданин являлся участником ликвидации либо потерпевшим от аварии на ЧАЭС.
- возможность улучшения жилищных условий;
- предоставление вне очереди места в детском саду для внуков либо ребенка чернобыльца;
- скидки на оплату жилой площади и коммунальных услуг;
- родственников пострадавших от аварии на ЧАЭС увольняют в последнюю очередь.
Сроки выхода на пенсию для чернобыльцев и размер выплат в 2022 году
- родители, если подтвержден факт нетрудоспособности (неважно, имело ли место нахождение на иждивении);
- дети (общепринятым для окончания выплат является возраст 18 лет, но для поступивших после школы в другие учебных заведениях по очной форме делается исключение – возраст увеличивается до момента окончания обучения, но не более чем до 25 лет);
- супруг (жена, муж), который заботится о детях умершего, пока тем не исполнится 14 лет (при этом неважно, какая у супруга работа и есть ли она вообще);
- супруг умершего – неважно, был ли он на иждивении. Вдове чернобыльца выплата предоставляется по достижении 50 лет, вдовцу – 55 лет, либо до подтверждения инвалидности. Время, истекшее после гибели супруга, не имеет значения.
- на 2 года – для получивших право на отселение из соответствующей зоны, плюс за каждые 3 года проживания в этой местности добавляется 1 год, но без превышения 5 лет;
- на 1 год – для живущих в особой по статусу социально-экономической зоне с дополнительным вычетом 1 года за каждые 4 постоянного проживания, не переходя в целом границы 3 лет;
- на 3 года был уменьшен возраст для тех, кто был переселен из зоны отселения, дополнительно вычитается за год проживания по полгода, но без превышения 7 лет.
Пенсия чернобыльцам в 2022 году в России – размер и сроки выхода на пенсию
- I и II группа – 250%;
- III группа (также и имеющие лиц на иждивении) – обеспечение, рассчитываемое следующим образом. Между 250 % и 125 % социальной пенсии вычисляется разница. Если имеется доплата 1208,90 руб. на человека, она также учитывается.
- родители, если подтвержден факт нетрудоспособности (неважно, имело ли место нахождение на иждивении);
- дети (общепринятым для окончания выплат является возраст 18 лет, но для поступивших после школы в другие учебных заведениях по очной форме делается исключение – возраст увеличивается до момента окончания обучения, но не более чем до 25 лет);
- супруг (жена, муж), который заботится о детях умершего, пока тем не исполнится 14 лет (при этом неважно, какая у супруга работа и есть ли она вообще);
- супруг умершего – неважно, был ли он на иждивении. Вдове чернобыльца выплата предоставляется по достижении 50 лет, вдовцу – 55 лет, либо до подтверждения инвалидности. Время, истекшее после гибели супруга, не имеет значения.
Какие положены выплаты (компенсации) чернобыльцам в 2022 году
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
- компенсация за излишне уплаченные средства на коммунальные платежи;
- предоставление скидки в 50%;
- сокращение выплат на налогообложение;
- бесплатный проезд на общественном транспорте при наличии оформленной социальной карты жителя Московской области.
Для чернобыльцев досрочный выход на пенсию сохранён
— Это долгосрочный стимул. Он не сработает завтра–послезавтра. Потому что с каждым годом количество тех, кто не имеет права на пенсию, будет увеличиваться, если человек не сделал выводов и не позаботился о стаже. И резонанс от этого каждый год будет усиливаться. Задача государства будет в одном – сгладить этот процесс. И если вы обратили внимание, на первом этапе мы ввели специальную помощь: первые три года, когда с этой проблемой люди столкнутся, мы будем им платить пособие на уровне прожиточного минимума – как лицу, у которого нет права на пенсионные выплаты.
— Нет, категорически не согласен. До принятия закона была норма – минимальный страховой стаж (15 лет) и полный (35 лет, для женщин – 30). По старому закону и при минимальном стаже и при полном были одинаковые условия для выхода на пенсию. Если мы подымем пенсионный возраст с 60, к примеру, до 63 — от человека ничего не зависит, он просто по умолчанию позже выходит на пенсию. А здесь возраст остается тот же, но условия выхода меняются. Каждый выходит на пенсию в то время, которое связано с его страховым стажем.
Пособие чернобыльцам на 2022 2024
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.
- ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
- Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
- ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
- Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.
Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:
- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
- право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
- компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.
Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:
- жилищный сертификат;
- компенсацию 50% расходов на коммуналку;
- преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.
Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:
- ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
- пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
- социальная или страховая пенсия.
Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.
Категории | Сумма, рублей |
---|---|
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС; — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС; — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием; — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах |
2 590,24 |
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС; — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах; — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения; — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС; — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия; — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр) — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»; — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах; — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча) |
2 073,51 |
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения; — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей |
1 295,13 |
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом | 778,41 |
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр); — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв |
649,23 |
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения; — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр) |
518,37 |