КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями Чернобыльской катастрофы

Причинная связь между ухудшением состояния здоровья, заболеванием, частичной либо полной потерей трудоспособности граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, признается установленной независимо от величины дозы облучения или отсутствия данных по облучению, медицинского анамнеза до событий чернобыльской катастрофы, продолжительность периода между окончанием работы или проживания в зонах радиоактивного загрязнения и наступлением вредных последствий, если наступившие вредные последствия могли быть вызваны неблагоприятными факторами, возникшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо, если межведомственными экспертными советами, военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, не подтверждено отсутствие такой связи.

ВОПРОС: Кому и при каких условиях предоставляется право досрочного выхода на пенсию по возрасту по Закону о ЧАЭС?
ОТВЕТ: Пенсионное обеспечение лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и членов их семей производится с учетом норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).
С точки зрения пенсионного обеспечения участники ликвидации подразделяются на две категории:
участники ликвидации, занятые на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах 10-километровой зоны;
участники ликвидации, занятые на работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), участники ликвидации других радиационных аварий (пункт 1.1., пункты 3.1. – 3.4. статьи 13 Закона о ЧАЭС).
Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 1 статьи 32 Закона о ЧАЭС).
Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); документы, подтверждающие факт (в 1986 г.) или период (в 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны.
В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13.11.2006 № 1508), (далее – Положение), время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений. В справке должны быть указаны периоды работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для выдачи справки могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
Со времени аварии на ЧАЭС прошло немало времени, и первичные документы у работодателей сохранились не всегда. В таких случаях для получения права на досрочную пенсию необходимо обращаться в суд.
Для участников ликвидации, занятых на работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны эвакуации (отчуждения), предусмотрены иные условия назначения досрочной пенсии по возрасту. Пенсия им назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий). Кроме того, для назначения данной пенсии требуется наличие стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин (часть 2 статьи 32 Закона о ЧАЭС).
На аналогичных условиях назначается досрочная пенсия по возрасту гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в испытаниях, учениях и иных работах, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие.
Документами, подтверждающими право на пенсию по данному основанию являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС (с предоставлением льгот по статье 19 Закона о ЧАЭС); заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.
Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 33 Закона о ЧАЭС). При этом мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам – при стаже работы не менее 15 лет.

ВОПРОС: Умер супруг, участник ликвидации. Кто имеет право на пенсию по случаю потери кормильца?
ОТВЕТ: В соответствии с действующим законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособным членом семьи считается, в частности, супруга умершего кормильца, если она достигла общеустановленного пенсионного возраста (в 2019 году – 56,6 лет), либо является инвалидом.
Супруга умершего, не состоявшая на его иждивении, имеет право на пенсию лишь в случае, если впоследствии утратила источник средств к существованию.
Факт нахождения на иждивении устанавливается комиссией по назначению пенсий, образуемой районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами, на основании представленных в подтверждение этого обстоятельства документов. Вопрос о нахождении на иждивении решается в зависимости от того, являлась ли помощь умершего постоянным и основным источником средств к существованию. Указанный факт может быть подтвержден также решением суда.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по заполнению больничного листа работодателем

ВОПРОС: Кому и в каком размере выплачивается пособие на погребение инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС?
ОТВЕТ:Что касается пособия на погребение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то в настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1999 г. №1776 «О размере пособия на погребение» оно установлено в размере средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц относительно месяца смерти. Данное пособие выплачивается семье, в которой инвалид проживал на дату смерти.

ВОПРОС: Кто выдает удостоверение потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС?
ОТВЕТ: По вопросу выдачи удостоверений потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС следует обращаться в городские, районные исполнительные комитеты, администрации районов в городах по месту жительства в настоящее время. Выдача удостоверений с правом на льготы, предусмотренные статьей 18 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», производится областными исполнительными комитетами.

ВОПРОС: Я родилась в 1950г. в г. Семипалатинск. Вышла замуж, переехала в Беларусь. Знаю, что в Казахстане есть добавка к пенсии жителям за экологическое состояние. Положена ли мне такая доплата к пенсии?
ОТВЕТ: Для определения статуса граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, установлены соотношения территорий радиоактивного загрязнения Республики Казахстан и Республики Беларусь. Город Семипалатинск относится к зоне повышенного радиационного риска (доза воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытаний), что приравнивается к зоне с правом на отселение Республики Беларусь.
Для граждан, выехавшим из зоны с правом на отселение, Законом РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий» от 6.01.2009 № 9-З такая льгота, как надбавка к пенсии, не предусмотрена.

Пенсионное обеспечение

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

Как оформить статус чернобыльца?

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

Заболевания для III группы

Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.

К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:

  • рак в начальной стадии;
  • отсутствие одного глаза;
  • птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
  • двусторонняя глухота;
  • дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
  • дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
  • дефекты костей черепа;
  • паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
  • наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
  • установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
  • ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
  • одна почка или легкое.

Как оформить инвалидность: пошаговая инструкция

Разберем получение инвалидности в 2022 пошагово с учетом новых правил.

Шаг 1. Обратиться в поликлинику (государственную, муниципальную или частную, имеющую соответствующую лицензию) для обследования и получения направления на медико-социальную экспертизу.

Направление оформляется специалистами медицинской организации. Оно содержит:

  • полную информацию о состоянии здоровья и результатах обследований;
  • сведения о выбранной гражданином форме прохождения экспертизы (очная или заочная);
  • способ получения уведомлений и документов (в личном кабинете на Госуслугах, непосредственно в отделении МСЭ или почтой).

Если медицинская организация отказывает в выдаче направления на МСЭ, на руки гражданину выдается заключение врачебной комиссии, которое он вправе обжаловать в Минздраве (региональном или федеральном) или в Росздравнадзоре.

Шаг 2. Медицинская организация самостоятельно передает в учреждение МСЭ направление и все сведения, которые требуются для проведения экспертизы.

Дальнейшая инструкция, как оформить инвалидность, зависит от формата прохождения экспертизы. Если гражданин выбрал заочный, то на этом все, остается только дождаться решения.

Шаг 3. Если МСЭ производится очно, то пройти экспертизу лично.

Собирать и везти в бюро ещё один пакет документов не требуется, к ним всё поступит из направляющей организации.

Кроме бюро МСЭ, если нет возможности туда приехать, освидетельствования происходят:

  • на дому при невозможности явки из-за здоровья;
  • в медорганизации, где человек находится на стационаре;
  • в организации стационарного соцобслуживания;
  • в исправительном учреждении.

Шаг 4. Получить справку об инвалидности и ИПР.

Об индексации компенсационных выплат

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

Из проекта постановления Пленума, рассматривавшегося 18 января 2005 г., исключен пункт, который был полностью посвящен разъяснениям порядка применения Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. Частью 3 ст. 2 этого Федерального закона ранее установленный Федеральным законом от 12.02.01 № 5-ФЗ порядок индексации компенсационных выплат чернобыльцам применительно к росту прожиточного минимума в целом по России (с учетом Постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 19.06.02 № 11-П – применительно к росту прожиточного минимума в конкретном регионе) был заменен новым. Новый порядок связывает индексацию с уровнем инфляции, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ. В таком же порядке подлежит индексации и ежемесячная денежная компенсация, размер которой определен в зависимости от группы инвалидности (ст. 1 Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ).

Федеральный закон от 26.04.04 № 31-ФЗ также придал обратную силу норме о ежегодной индексации исходя из уровня инфляции ежемесячных компенсационных денежных сумм, выплачиваемых инвалидам (в случае смерти инвалидов – находившимся на их иждивении нетрудоспособным членам семьи), а также семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой, начиная с 19 июня 2002 г., т. е. с момента принятия Постановления КС РФ от 19.06.02 № 11-П.

Читайте также:  Будет ли повышение зарплаты почтовым работникам в этом году

В результате принятия данных правовых норм уровень социальных гарантий инвалидам-чернобыльцам существенно снижен по сравнению с тем уровнем, который был закреплен в нормах ранее действовавшего законодательства и на необходимость соблюдения которого было указано в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. По существу принятие закона в такой редакции может быть истолковано как попытка необоснованного преодоления правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, путем принятия нового закона, содержащего нормы, аналогичные тем, что уже признаны неконституционными.

Поскольку имеются основания для сомнений в конституционности указанных норм Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ, рабочая группа предложила Пленуму не давать разъяснения о порядке применения данного закона, а обратиться в КС РФ с запросом о проверке его соответствия Конституции РФ.

В соответствии с п. 18 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 05.04.05 № 7) в КС РФ был направлен запрос, в котором выражалось мнение о необходимости проверки конституционности ряда статей Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ.

Конституционный Суд РФ вынес определение от 04.10.05 № 364-О: в нем запрос ВС РФ признан не подлежащим рассмотрению в заседании КС РФ, поскольку для ответа на поставленные в нем вопросы не требуется вынесения постановления. Однако при этом КС РФ сформулировал правовые позиции по вопросу о порядке применения механизма индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам после введения в действие Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ. В связи с этим стало возможным внести в постановление Пленума от 14.12.00 № 35 изменения и дополнения (постановление Пленума от 11.05.07 № 23).

В пункте 8.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления от 11.05.07 № 23) разъяснено следующее. Решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), а также о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 г., не могут быть пересмотрены только на том основании, что редакция ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.01 № 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26.04.04 № 31-ФЗ. Дело в том, что эти решения постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона от 15.05.91 № 1244–1 с учетом положений, закрепленных в Постановлении КС РФ от 19.06.02 № 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

При этом особое внимание судов обращено на недопустимость обратного взыскания или зачета в счет будущих платежей присужденной на основании решения суда, вступившего в законную силу до 29 мая 2004 г., суммы задолженности, образовавшейся в связи с отсутствием индексации, а также на незаконность перерасчета в сторону уменьшения проиндексированной с учетом роста прожиточного минимума ежемесячной суммы либо иной компенсационной выплаты.

В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.

Распространение норм Закона на пострадавших при других авариях

Пункт 17.1 Постановления от 14.12.00 № 35 (в ред. Постановления от 11.05.07 № 23) посвящен вопросам применения судами норм Закона от 15.05.91 № 1244–1 в отношении граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой.

В связи с тем, что нормы Закона от 15.05.91 № 1244–1 на эти категории граждан были распространены постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123–1 в определенном объеме, а впоследствии в сам Закон от 15.05.91 № 1244–1 были внесены изменения, существенно расширившие круг предоставляемых чернобыльцам льгот и компенсаций, в практике судов возник следующий вопрос.

В каком объеме действующая редакция Закона от 15.05.91 № 1244–1 распространяется на категории граждан, пострадавших вследствие иного радиационного воздействия?

С учетом правовых позиций, высказанных в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.05 № 385-О, в Постановлении от 14.12.00 № 35 (п. 17.1) дается следующее разъяснение. Закон от 15.05.91 № 1244–1 к указанным категориям граждан применяется в полном объеме, а ранее вынесенные судами решения об отказе в удовлетворении требований граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с катастрофой на Чернобыльской АЭС, о предоставлении им льгот и компенсаций, предусмотренных Законом от 15.05.91 № 1244–1, подлежат пересмотру и при истечении сроков на обжалование в суд надзорной инстанции применительно к порядку, установленному гл. 42 ГПК РФ.

Такое разъяснение позволит упростить и ускорить пересмотр многих судебных решений, которыми гражданам было отказано в реализации их прав.

Какие выплаты объединят в Социальный фонд России (СФР) с 1 января-2023:

страховые пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца;

государственное пенсионное обеспечение (социальные пенсии по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсии военнослужащим, ветеранам войны, госслужащим, чернобыльцам, летчикам, космонавтам и т.д.);

выплата средств пенсионных накоплений, формирование и инвестирование;

социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные льготы;

средства материнского капитала – оформление сертификата и направление средств на выбранные цели;

новое единое пособие на детей и беременных женщин;

выплаты военнослужащим и членам их семей;

меры поддержки пострадавшим от радиации;

компенсация переезда из районов Крайнего Севера для пенсионеров-северян;

компенсация инвалидам стоимости полиса ОСАГО;

меры поддержки реабилитированным жертвам политических репрессий;

пособия по временной нетрудоспособности (больничные);

пособия по беременности и родам;

пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан;

пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих граждан;

единовременные и регулярные выплаты пострадавшим на производстве и членам их семей;

родовые сертификаты;

технические средства реабилитации;

путевки на курортно-санаторное лечение для льготных категорий граждан;

Читайте также:  Каким будет стандартный налоговый вычет в 2023 году

оплачиваемый проезд к месту лечения и обратно;

выплаты за работу с пациентами с COVID-19 медицинским работникам;

выплаты за работы в сменном режиме работникам социальных учреждений стационарного типа.

Показано 47 из 47

  • Костик 15.04.2016 в 19:34
    Мой отец был ликвидатором в Чернобыле в 1987 году, перенес лучевую болезнь. Недавно его не стало. Мама уже несколько лет на пенсии, ей кто-то сказал, что она как вдова чернобыльца может получать половину его пенсии. Так ли это?

    ответить

      Алина 16.05.2016 в 14:27

      Да, действительно, вдова гражданина, умершего в результате радиационной катастрофы на Чернобыльской электростанции, может получать дополнительную материальную поддержку от государства по случаю потери кормильца – 125% от социальной пенсии. Так как Ваш отец был участником ликвидации, ему было положено 250%. Получается ровно половина.

      Обратиться за назначением данной выплаты можно в территориальный орган Пенсионного фонда или в многофункциональный центр, предоставив:

    • заявление на назначение пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца;
    • паспорт;

  • свидетельство о смерти супруга;
  • свидетельство о браке и т.д.

После апрельской индексации в 2020 году Ваша мама будет получать раз в месяц денежное обеспечение в размере 6199.81 рублей.

ответить

  • влад 07.07.2016 в 15:16

    Имеет ли право чернобылец, участвовавший в 1986 году в ликвидации последствий в Чернобыле, на досрочное (с 50 лет) получение пенсии по старости дополнительно к получаемой им, как военнослужащим, пенсии за выслугу лет? Или имеет право на получение только одной из этих пенсий?

    ответить

      Эдуард 07.07.2016 в 17:45

      В соответствии с абз. 4 ст. 7 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, военнослужащие, которым полагается пенсия за выслугу лет, могут также получать (одновременно) и страховую пенсию по старости при наличии на нее права, но без учета фиксированной выплаты (4558,93 рубля в 2020 году). В связи с тем, что Вы имеете право на досрочное ее назначение — в 50 лет (в соответствии со ст. 30 закона №1244-1), то можете по достижении указанного возраста обращаться в территориальный орган ПФР за ее назначением.

      Также, в соответствии со ст. 8 закона РФ N 4468-1, военнослужащим, участвующим при ликвидации последствий на ЧАЭС, и членам их семей могут выплачиваться надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию (закон от 15.05.1991 N 1244-1).

      Подробнее о конечном размере полагающихся Вам выплат можно узнать в отделении Пенсионного фонда по месту Вашего жительства.

      ответить

    Назначение пенсии по месту регистрации

    Оформление пенсии производится в территориальном отделении ПФР по месту регистрации лица. При отсутствии у лица постоянной регистрации требуется предоставить документ, подтверждающий постоянное пребывание или проживание на территории РФ.

    Начисление пенсии для проживающих в чернобыльской зоне производится в стандартном порядке с учетом страхового стажа, льгот иного характера, например, при исполнении работ во вредных условиях труда. Лица, имеющие право на льготу по снижению пенсионного возраста, должны предоставить документальные доказательства в ПФР при назначении выплат.

    Имеются особенности начисления пенсий для лиц со значительным количеством льгот, дающих право на снижение возраста. Например, если гражданин имеет льготы как ликвидатор аварии, имеющий трудовой стаж в условиях Крайнего Севера, проживающий на момент назначения пенсии в зоне льготного статуса, все имеющиеся льготы суммируются.

    Предельная величина учитываемого льготного периода – 10 лет. Срок, установленный сверх предела, засчитывается лицу в качестве трудового стажа.

    Медико-социальная экспертиза ->

    1. «Причина инвалидности с формулировкой «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» устанавливается указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона бывшим военнослужащим и гражданам, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы (подробно перечисленным выше), на основании удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности, с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.»

    Подскажите пожалуйста:
    1. Правильно ли я понимаю, что мне должны написать «заболевание радиационно обусловленное получено при выполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), в связи с аварией на ЧАЭС»?
    2. Стоит ли соглашаться ехать в главное бюро или просить решить на месте?
    3. Не нагло ли будет попросить усилить группу до первой? Дело в том, что передвигаться я могу, но работать уже не могу, лучше мне не становится и пенсия по инвалидности будет моим единственным источником дохода. Есть ли шансы?
    4. Я выхожу на пенсию по возрасту в феврале следующего года, а инвалидность устанавливается на 5 лет. Могут ли мне сразу присвоить группу инвалидности бессрочно так как в течении срока инвалидности уже наступит пенсионный возраст?

    Глава 8 причины инвалидности «заболевание, увечье, вызванное катастрофой на чернобыльской аэс»

    если заболевание получено военнослужащим (гражданином, призванным на военные сборы) при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах и испытаниях ядерного оружия) и обусловлено радиационным воздействием;

    45. При наличии у гражданина, проходившего военную службу (военные сборы), явных телесных повреждений (отсутствие конечности либо ее части, дефекты костей, рубцы после ранений, наличие в тканях (полостях) осколков и другое), полученных в период его участия в боевых действиях согласно перечню стран и периодов боевых действий с участием граждан Республики Беларусь, а также во время участия в вооруженной борьбе с бандформированиями в составе истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР и Прибалтийских республик, во время пребывания в плену, имеются документы, подтверждающие хотя бы косвенно факт получения телесного повреждения в указанные периоды (служебная характеристика, наградной лист, представление к воинскому званию, аттестация, архивные справки об убытии из части на лечение, прибытие в часть после излечения, материалы спецпроверки и другие), граждане направляются военным комиссариатом на освидетельствование судебно-медицинским экспертом для установления характера и давности телесных повреждений. Определение причинной связи увечья осуществляется ЦВВК.

    Апелляционное определение Московского городского суда от 16 июля 2022 N 11-22346

    Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2022 г. N 475 (в редакции приказов от 08.11.2022 г. N 750, от 22.08.2022 г. N 555, от 07.08.2022 г. N 386н и от 26.01.2022 г. N 58н) в федеральных округах РФ созданы межведомственные экспертные советы, утвержден Регламент деятельности межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

    Из материалов дела следует, что при жизни Грицаенко М.Я. документы, необходимые для решения вопроса об установлении причинной связи инвалидности Грицаенко М.Я. с воздействием радиационных факторов, органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС не направлялись и решение об установлении или об отказе в установлении причинной связи инвалидности Грицаенко М.Я. с воздействием радиационных факторов МЭС не принималось.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *