Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Родительские субботы и поминальные дни в 2022 году: когда посещают могилы родных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Греческое слово «Ψυχοσάββατο» («Психосавато») буквально означает «суббота душ». «Задушными» именовали такие дни также древние русичи. Однако название «Родительская» более распространено. Возможно, потому, что чаще всего молились о родителях, или же – из-за того, что «родителями» именовали вообще всех предков.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский. О смерти
У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.
Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть!. Какая это ложь!» Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа… Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.
Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.
О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.
Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.
Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве». Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной…» Я ответил: «Конечно, могу!» Он подумал и сказал: «Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.
Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее… И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвых ни один во гробе…
Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.
Другие родительские субботы
Если во время вселенских родительских суббот поминают всех почивших православных, то во время других родительских суббот поминают почивших православных, которые были дороги лично нам. Традиционно обычными родительскими субботами считаются 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, а также Дмитриевская родительская суббота. Изначально она служила днём поминовения павших в Куликовской битве, но за давностью событий она превратилась в обычную родительскую субботу.
Этот поминальный день выпадает на субботу, которая посвящена памяти святого великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя князя Дмитрия Донского. Именно князь Дмитрий был тем, кто предложил ежегодно поминать павших воинов.
Традиция проводить Дмитриевскую субботу пышно пошла с начала XX века. Уже тогда православные посещали могилы своих усопших родственников, служили там панихиды, делали богатые подношения служителям церкви. В порядке вещей были причитания женщин на могилах родителей и наиболее близких родных.
Во многих областях России поминовение почивших в Дмитриевскую субботу совершалось прямо на могилах и сопровождалось трапезой, где вспоминали положительные качества усопшего. Самой распространенной едой на таких поминках были: кутья, овсяный кисель, пироги, блины, коржи, калачи и сытники. Тогда верили, что почивший тоже участвует в трапезе, потому не пировать на поминках считалось грехом. Кроме того, до начала XXI века был распространён обычай, когда пары, обвенчавшиеся в октябре, пекли к этому дню «поминальные пироги» и относили их на могилы усопших.
Как помянуть усопшего?
Открытка. Хорошим способом вспомнить почившего родителя будет открытка. Вы можете сделать открытку своими руками или же купить что-то что могло бы понравится вашей маме или вашему папе. Напишите в открытке небольшое послание почившему родственнику. Выражение своих чувств всегда помогает легче справиться с утратой.
Выделите место за столом. Если вы устраиваете застолье в День отца или в День матери, то можете выделить почившему место за общим столом. Оставьте одно место пустым и на стол возле него поставьте фотографию почившего. Этот жест будет символизировать присутствие почившего за общим столом. Во время ужина каждый из присутствующих может поделиться каким-либо тёплым воспоминанием о почившем отце или матери. Хорошей идеей также будет приготовить любимое блюдо мамы или папы. Это поможет воскресить добрые и светлые воспоминания о почившем.
Поставьте цветок в память об усопшем. Можно высадить в горшке или на клумбе любимый цветок папы или мамы. Это также будет возрождать светлые чувства о почившем человеке.
Вспомните что любил почивший. У каждого из нас есть любимые фильмы, любимые книги, любимая музыка. Они были и у почивших близких. Не лишним будет в День матери прочесть несколько страниц из любимой маминой книги, а в День отца послушать музыку, которая была дорога папе. Кажется, что это мелочь, но именно такие вещи и позволяют нам вспоминать о почивших по-настоящему. Прикасаясь к тому, что они любили, мы снова видим их живыми, дорогими для нас людьми.
Радоница в 2022 году — 3 мая
Этот день поминовения усопших в 2022 году припадает на 3 мая. Как ни странно бы это звучало, но данный день чаще называют праздником, хотя, по сути, он является днем поминовения. Название произошло от слова «радость». Дело в том, что на Радоницу идут на кладбище, чтобы отметить Воскресение Христово с умершими родственниками, поделиться с ними радостью от того, что Христос воскрес, а смерть и зло были побеждены.
С собой на погост берут куличи, крашенки, сладости (чаще всего конфеты) и другую освященную в церкви снедь. Часть еды раздают нищим и детям, часть кладут на могилки, часть съедают сами. Однако священники не рекомендуют устраивать грандиозные пиршества около могил, ведь такое поведение говорит о неуважении к миру мертвых и в частности к своим усопшим родственникам. В остальном же на Радоницу радуются и организуют традиционный поминальный ужин.
Что делают в родительскую субботу
Это день памяти по каждому предку живого человека, поэтому утро следует начать с посещения церкви или храма и принять участие в заупокойной службе. Как правило, имена усопших, за которых следует помолиться, накануне подаются написанными в записке. В церкви ставится свечка за упокой.
Люди в этот день посещают могилы, приносят на них цветы, ставят свечи или лампады, при необходимости убираются на участке.
В родительские субботы принято рассказывать детям об их предках, чтобы и они их помнили, показывать фотографии и вспоминать хорошие моменты жизни.
В этот день не запрещено убираться в доме, но обычно это делают заранее, чтобы встретить субботу в чистоте и успеть все дела.
Ужин в семье должен представлять собой поминальную трапезу с кутьей, блинами, киселем и любимыми блюдами покойного.
Уважение к истории и вековым традициям своих предков предписывает повышенное внимание к обрядам, посвященным памяти умерших. Для этой цели есть особенные дни, Великие праздники и родительские субботы – время, когда молитвы и обряды имеют наибольшее значение и оказывают желаемое действие. В церковном календаре можно найти, когда поминальные дни в 2022 году у православных, и это будет более точное определение даты, чем проведение собственных подсчетов или сведения, полученные от родственников и посторонних.
Помолиться, поставить свечку, прибраться на могилке можно в любой день, кроме тех, когда это не рекомендовано церковью. Но поминальные дни обладают особой энергетикой, оказывают дополнительный эффект на проводимые обряды, к тому же это вековые традиции, дни, когда можно отдать дань памяти отдельным людям или всем умершим, невзирая на дату их упокоения.
Когда будут родительские субботы в 2022 году
Само название «родительская суббота» указывает на то, что в такие дни первым делом поминают отца и мать, а уже потом – других родственников, друзей, знакомых. Сначала идут в храм, читают молитвы, ставят свечи за упокой, а уже потом – отправляются на кладбище.
Даты всех родительских суббот в 2022 году:
- 26 февраля – ее называют Мясопустной;
- 19 марта – суббота на 2-й седмице поста перед Пасхой;
- 26 марта – суббота на 3-й седмице поста перед Пасхой;
- 2 апреля – суббота на 4-й седмице поста перед Пасхой;
- 11 июня — канун Троицы, поэтому называется Троицкой;
- 8 октября – последняя суббота перед Покровом;
- 5 ноября – Дмитриевская.
Когда родительские субботы в 2022 году
Практически все родительские субботы имеют подвижную дату. Они связаны с наступлением Пасхи, которая ежегодно отмечается в разные даты:
- первой наступает Вселенская родительская суббота перед Великим постом 26 февраля 2022 года. Люди просят о помиловании в тот день, когда произойдет Второе Пришествие;
- на протяжении Великого поста проходит еще 3 родительских субботы – 19 и 26 марта, 2 апреля;
- Радоница – 3 мая, она проводится, чтобы люди могли помянуть усопших. Из-за праздничных служб долго не было возможности проводить панихиды, не полагается по церковным канонам;
- 9 мая – поминают усопших воинов, погибших в ВОВ. Она была введена примерно 25 лет назад, чтобы за людей, оставшихся на полях сражений, могли помолиться живые. Не запрещается поминать родных и близких. Эта суббота именуется Великой, но не Вселенской;
- 11 июня – Вселенская родительская суббота. Ее именуют Троицкой, потому что проходит накануне великого праздника;
- 5 ноября – Дмитриевская родительская суббота относится к сугубо русским традициям. Она связана с днем, когда почитают князя Димитрия Донского. Поминают всех, кто пал в сражениях, а также остальных усопших;
- 19 ноября – Михайловская суббота. Она относится к частным дням поминовения.
Как правильно писать поминальные записки в родительскую субботу
В поминальной записке указываются только умершие крещеные члены церкви. Заказать можно поминовение на проскомидии. Именно на проскомидии — предваряющей части Божественной литургии, подготавливают хлеб и вино для причастия.
Во время молитвы священника достаются небольшие части из просфор. При этом каждая такая частица символизирует человека, чье имя указано в записке. Произносится прошение: «Отмый, Господи, грехи поминавшихсязде, Кровию Твоею Честною».
На заметку! Не всегда записки подаются в субботу. Очень часто верующие записывают имена родственников и близких людей заранее, чтобы отнести их накануне, избежав суматохи перед службой.
Чтобы правильно подать записку, нужно указать в родительном падеже имена всех усопших, о которых вы хотите заказать молитвы в храме. Имена пишутся полностью. То есть, не «Ромы», а «Романа». Важно помнить, что записывать нужно имена, данные в крещении.
Молитвы в родительскую субботу
Как быть, если ты сейчас не можешь посетить кладбище и церковь? Допускается поминание умерших молитвой в доме. Трапеза может быть самой скромной. Зажги свечу и прочитай такие молитвы:
Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольные и невольные, и даруй им Царство Небесное. Аминь.
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной усопшего раба (рабу) Твоего (имя), и как Благой и Человеколюбец, прощающий грехи и беззакония, отпусти и прости все согрешения его (ее) вольные и невольные, избавь его (её) от вечных мук и геенны огненной, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечными Твоими благами, уготованными для любящим Тебя.
Ведь хоть и согрешил он (она), но не отступил (не отступила) от Тебя, и без сомнения в Отца и Сына и Святого Духа, Бога в Троице славимого, веровал (веровала), и Троицу Единосущную православно даже до последнего своего издыхания исповедовал (исповедовала).
Что можно делать в родительскую субботу во время поста?
Не только в эту, но и в другие Родительские субботы лучше всего посетить церковь. Однако РПЦ отмечает, что это не обязательное условие – если у вас нет возможности сходить в храм, то можно помолиться за покойных христиан дома.
Тем, кто посетил в этот день церковь – важно прочитать молитву за покой душ усопших, поставить свечи и принять участие в литургии.
Также каждый верующий человек может посетить кладбище. В этот день принято обращаться к умершим. Вы можете поговорить перед могилой и рассказать, что лежит у вас на душе. Однако стоит отметить, что высказываться о покойном плохо строго запрещено.
На кладбище важно очистить могилу – убрать старые цветы, выбросить мусор, а если там лежит снег – прочистить тропинку.
Лучше всего оставить на кладбище сладости и цветы.
После посещения церкви и кладбища можно собраться с близкими дома и приготовить вкусный обед. Едой принято поминать всех тех, кто уже покинул наш мир.
Троицкая суббота в 2023 году — 3 июня
В 2023 году Троицкая суббота, которая к тому же является Вселенской, припадает на 3 июня. В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы.
Так как суббота является Вселенской, в этот день поминают не только родственников, но и всех когда-то живших на Земле и ушедших в мир иной христиан. Некоторые верующие люди, посещающие погосты, добровольно украшают незнакомые им могилы зелеными ветвями и травой. Также стоит отметить, что именно Троицкая Вселенская суббота является главным днем, когда почитается память всех умерших людей православной веры.
Как поясняют священнослужители, любой христианин, живший на Земле, внес свою лепту в строительство Божьего Царства, которое обязательно установится после второго пришествия Христа. Именно после этого события все когда-либо умершие христиане воскреснут, обретя вечное счастливое существование. Вечером родственников и друзей созывают на поминальную трапезу. Во время ужина нельзя предаваться праздному веселью, ругаться, сплетничать, злословить и вести пустые разговоры. Также церковь не рекомендует принимать алкоголь.